Неокантианство (Чубарьян, 2014)
НЕОКАНТИАНСТВО - течение в исторической мысли, стремившееся с рационалистических позиций обосновать своеобразие исторического познания как отличающегося от естественнонаучного по своей цели. Это течение сложилось в конце XIX - начале XX века в Германии в баденской (фрейбургской) школе. Его лидерами были В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936). Неокантианство выступило с критикой игнорирования позитивизмом специфики исторической науки, субъективистской односторонности «психологизма» философии жизни и «экономизма» марксистской теории. Виндельбанд и Риккерт противопоставили «науки о природе» и «науки о культуре» на основе различия их познавательных целей. Первая группа наук ориентирована на обобщение и установление законов, вторая - на описание уникальных фактов. Разные цели обусловливали и различие методов исследования. «Науки о природе» используют генерализирующий, или номотетический метод, а «науки о культуре», важнейшей из которых была история, индивидуализирующий, или идиографический метод. При этом постановка вопроса о критерии выбора описываемых уникальных фактов привел неокантианство к трансформации идиографического метода в ценностный подход к истории.
В концепции неокантианства посредством ценностного подхода возможно достичь общезначимую (объективную) истину в истории, поскольку, с одной стороны, такой подход не тождественен субъективной психологической оценке, а, с другой, он базируется на сверхвременных, надысторических, независимых ни от бытия, ни от сознания, трансцендентных ценностях. Историк отбирает факты, имеющие и положительное, и отрицательное отношение к «культурным ценностям», не рассматривая нейтральные к ценностям факты и не давая им оценку. Риккерт говорил, что историк описывает факты, собранные под именем «Великая Французская революция», поскольку они имеют отношение к политическим, этическим, правовым ценностям, но не решает вопросов, принесла ли эта революция пользу Франции и Европе или повредила их развитию. О природе же самой ценности Риккерт писал, что ее сущность «состоит в ее значимости, а не в ее фактичности», приводя, в качестве примера таких ценностей - религию и государство.
Неокантианство получило распространение, прежде всего, в самой Германии (М. Вебер, Э. Мейер) и в России (А. С. Лаппо-Данилевский, Вен. М. Хвостов, Д. М. Петрушевский). Его привлекательность была связана со стремлением рационалистически обосновать специфику исторической науки, даже ее превосходство по сравнению с естествознанием как изучающую саму действительность, а не абстрактные законы; с попытками противостоять релятивизации этических ценностей и норм. Вместе с тем, под влиянием позитивистской критики и практики конкретно-исторических исследований Н. эволюционирует. Пусть не в качестве цели, а в качестве средств, оно начинает допускать обобщенные понятия в работу историка («идеально-типическое» - М. Вебер; «типологическое», «номологическое» - А. С. Лаппо-Данилевский); признается возможность оценки общественно-исторического прогресса (А. С. Лаппо-Данилевский), фактически снимается вопрос о трансцендентной природе ценностей.
С. П. Рамазанов
Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 330-331.
Литература:
Виндельбанд В. Прелюдии. СПб., 1904; Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб., 1903; Вебер М. Исследование по методологии науки. Ч. 1-Й. М., 1980; Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. Вып. I—II. СПб., 1910-1913; Рамазанов С. П. Кризис российской историографии начала XX века. 4.1. Волгоград, 1999.; Рамазанов С. П. Проблема ценности в истории: историографические и методологические аспекты. Волгоград, 2006; Малинов А. В., Погодин С. Н. Александр Лаппо-Данилевский: историк и философ. СПб., 2001; Транш Н. А. Теоретико-методологическая концепция А. С. Лаппо-Данилевского: опыт эволюционной реконструкции. Ростов н / Дону, 2006.