Магия (Ильичёв, 1983)

МАГИЯ (лат. magia, от греч. μαγεία), колдовство, чародейство, волшебство, обряды, призванные сверхъестественным путём воздействовать на мир (явления природы, людей, духов). Разновидности магических действий связаны с разными сторонами жизнедеятельности коллектива, «дополняют» практическую деятельность: хозяйственная магия (обряды вызывания дождя, обеспечения удачи на охоте), лечебная магия («белая» магия), вредоносная магия (насылание «порчи», «чёрная магия») и другие (продуктивная, предо-хранительная и деструктивная, по классификации Б. К. Малиновского). По Дж. Фрейзеру, магические обряды основаны на ложном причинно-следственном увязывании сходных или следующих одно за другим (смежных) явлений; отсюда два типа магии — гомеопатическая (подражательная, по сходству; уничтожение изображения — гибель врага, и т. п.) и контагиозная (заразительная, по смежности; использование волос и одежды врага для порчи и т. п.). Вера в возможность непосредственного магического воздействия на природу исходила, по Леви-Брюлю, из чувства партиципации (сопричастия) с ней человека, присущего первобытному сознанию (сравните традиционный для магических заговоров мотив сопоставления частей тела человека и природных объектов). Элементы магии присущи обрядам всех религий.

Связанные с магией представления о мире, в частности о взаимодействии всех вещей, легли в основу древнейших натурфилософских учений и разнообразных «тайных наук», получивших распространение в позднеантичную и средневековую эпоху (например, алхимия и др.). Зачатки опытного естествознания в это время развивались ещё в значительной мере в тесной связи с магией, что находит отражение во многих работах учёных Возрождения (Дж. Делла Порта, Дж. Кардано, Парацелъс и др.). В дальнейшем развитии науки происходит преодоление элементов магии (см. также Оккультизм).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Понятие: