Крещение (Мчедлов, 1999)
КРЕЩЕНИЕ — у православных русских христиан таинство, которым отмечается рождение как «вход в мир» с целью очищения физического и соответственно возрождения в жизнь духовную, нравственную, благодаря троекратному погружению крещаемого в освященную воду. С христианской точки зрения благодаря крещению совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в "обновленной жизни". Важнейший момент крещения — наречение имени. У русских имя крещаемому дается по православным святцам, таким образом какой-либо святой становится небесным покровителем и заступником крещаемого. Крещение остается самым значимым православным таинством, приобщающим человека к социальной общности, в данном случае — православной общине. Своими корнями крещение уходит в глубокую древность и стоит в исторической связи с посвятительными обрядами многих народов мира, цель которых — приобщение молодого поколения к социально-культурным обычаям определенного коллектива. За многие века крещения у каждого народа приобрело этнический колорит. Для русских как нации, которая сформировалась как аграрная, восприятие крещения через вероисповедное понятие "христианин" стало равнозначным сословному "крестьянин". Такое осознание до сих пор сохраняется в русских деревнях. Этнически своеобычны традиции, сопровождающие крещение, на уровне обыденном, семейном. Это выражается, например, в правиле иметь восприемников. По Требнику полагается при крещении один восприемник, но укоренилась традиция иметь двух восприемников — крестных отца и мать. Именно они приносят (или сопровождают) крещаемого в церковь, им на руки передается крещеный младенец. Этнически колоритен крестильный обед, во время которого до сих пор сохраняются такие старые обычаи, как класть младенца на вывернутую шерстью наружу овчину (чтобы в жизни был удачлив и богат), угощать отца специально приготовленной "крестильной" кашей, чтобы знал, как "солоно" было жене рожать ребенка, и др.
В советское время была предпринята попытка ввести в общественную жизнь ритуал гражданского имянаречения, или торжественной регистрации новорожденного. Однако по разным причинам он не вошел широко в общественный быт.
Л. А. Тульцева
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 182-183.