Сенсуализм (Ильичёв, 1983)

СЕНСУАЛИЗМ (франц. sensualisme, от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок эмпиризму, признающему чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

В истории философии сформировались противостоящие друг другу материалистические и идеалистические направления сенсуализма. Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств — отражение этого мира. Идеалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самосущую сферу сознания. Идеализм наметился уже в сенсуализме Протагора: провозглашая чувственное восприятие единственным источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами. Система последовательно материалистического сенсуализма была сформулирована Эпикуром. Более умеренный сенсуализм, состоящий в признании истинным не каждого чувственного восприятия, а только возникающего в сознании при определенных условиях, был разработан стоицизмом, к которому (как и к Аристотелю) восходит классичские формула сенсуализма: «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».

Видными представителями материалистического сенсуализма в 17 веке являлись Гассенди, Гоббс и Локк. Последний, исходя из основных положений сенсуализма, предпринял попытку вывести из чувственного опыта всё содержание человеческого сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта. Непоследовательность локковского сенсуализма была использована Беркли, который полностью отбросил внешний опыт и стал рассматривать ощущения («идеи») как достояние только человеческого сознания, т. е. интерпретировал сенсуализм идеалистически. Однако берклеанский субъективно-идеалистический сенсуализм не выдерживал своего исходного принципа, вводя идею бога, деятельность которого, согласно Беркли, определяет возникновение всех «идей» человеческого духа. Сенсуализм Юма, основанный на агностицизме, послужил фундаментом субъективно-идеалистического феноменализма, который составляет основу таких направлений буржуазной философии 19—20 веков, как позитивизм и неопозитивизм.

Виднейшими представителями материалистического сенсуализма были французские материалисты 18 века Ламетри, Гельвеций, Дидро, Тольбах,  которые связывали ощущения как основу всех знаний с объективным миром — их источником. В созерцательном сенсуализме Кондильяка наметилась агностическая и позитивистская тенденция. Материалистический сенсуализм Фейербаха в противоположность умозрительно-спекулятивному идеализму, господствовавшему в немецкой философии конца 18 — начала 19 веков, утверждал непосредственную достоверность чувственного познания. Однако сенсуализм французских материалистов и Фейербаха страдал ограниченностью, связанной с непониманием специфики рациональной ступени познания.

Диалектический  материализм,  исходя из признания общественно-практической  природы познания,  связывает воедино, чувственную и рациональную форму познания, раскрывает диалектику их взаимодействия.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Понятие: