Культ предков в Китае в XVIII веке

КУЛЬТ ПРЕДКОВ — безусловно, одна из ярчайших особенностей китайской цивилизации в области религии. Это одна из древнейших традиций, которая в Цинскую эпоху оставалась общераспространенной религиозной практикой. Этот культ основан на идее, что после смерти человека нечто от него остается в мире живых: некие жизненные дуновения, которые нуждаются в пище, приносимой им в жертву. Поэтому покойники либо оберегают живых, либо, если их «дурно кормят», подстраивают им неприятности, насылают болезни и эпидемии, а то и вступают в сонмище призраков и демонов, преследующих людей. Поэтому же крайне важно найти для могилы умершего подобающее место (...).

У каждой семьи в доме был жертвенник, а у самых богатых — маленький храм (цзунмяо), где выставлялись заупокойные таблички (линпай), а иногда и портреты покойных предков семейства. Таблички — это маленькие деревянные дощечки, на которых записывались имена и заслуги того или иного предка. Например, на табличке несчастной героини романа «Сон в красном тереме» Цинь Кэцин была такая надпись: «Место пребывания духа благородной Цзя, урожденной Цинь, императорским указом удостоенной пятого ранга» (Гаошоу Цзя мэнь Цинь ши ижэнь цзы лине эй).

На протяжении всего года при каждом важном событии, а также обязательно в Новый год глава семьи совершал обряд: сжигал благовония и ставил на жертвенник еду, чтобы накормить духов предков. На Праздник поминовения усопших (Цинимнцзе...) обряд совершался на могилах предков.

Император совершал этот важнейший обряд в Храме предков императора (Таймяо — ...). Культ предков царствующей династии был не только частным делом императора: поскольку сами они — отцы и матери народа, то и от поклонения им зависело будущее всей империи.

Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 142-144.

Понятие: