Хуанди (Шоссанд, 2016)

Цинь Ши-хуанди. Рисунок XVIII в.
Первый император в Китае.

В европейских языках китайского государя принято по древнеримскому подобию называть «императором». Это перевод китайского титула хуанди, принятого императором Цинь (Цинь Шихуанди) в 221 г., когда он объединил все китайские земли под своей властью. Приняв этот титул, составленный из двух древних эпитетов хуан и ди (их можно перевести как «высочайший» и «государь»), которыми до объединения называли легендарных обожествленных государей, этот монарх уведомлял мир о том, что его власть выше, чем власть обычных царей (ван), которых прежде было много. Титул хуанди сохранился в Китае на протяжении всего имперского периода.

Легитимность китайского императора божественного происхождения — она дарована ему Небом 1, всемогущим божеством, направляющим ход жизни. Император — Сын Неба (тяньцзы), и сыновство это — духовное: император (и весь его род) избран Небом и может быть им отвергнут, если перестает быть достойным. Это основополагающий принцип китайской политической философии: теория небесного мандата (тяньмин), по которой божество дает мандат человеку или роду, предоставляя им всю власть над империей — «Поднебесной» (тянься), а таким образом и над всем миром. Согласно этой теории, небесный мандат не вечен, а может передаваться другому, если Небо сочтет правящий род недостойным сохранять власть. Так оправдывается смена династий (например, переход власти от Мин к Цин), если имеются доказательства или хотя бы признаки того, что Небо передало свой мандат другому. Маньчжурские государи не преминули сослаться на это, свергнув Минов.

Цинский монарх был не только императором китайцев, но и государем многонационального государства, где жили также монголы, тибетцы и мусульмане. Таким образом император имел много идентичностей, которые и использовал в зависимости от того, к кому обращался: будучи Сыном Неба для китайцев, он был Великим ханом 2 для монголов, объявив себя наследником Чингисхана, и чакравартином (буддийским царем) для тибетцев. Как правило, он знал несколько языков (как минимум китайский и маньчжурский), а император Цяньлун, если верить ему, изучал языки управляемых им народов. В предисловии к одному из своих стихотворений он сообщает: «На восьмом году царствования я начал учить монгольский язык. На двадцать пятом, замирившись с мусульманами, познакомился с их языком 3. На сорок первом году, после двух походов для умиротворения Цзиньчуани, я немного узнал язык Хама 4. На сорок пятом, когда ко мне приезжал панчен-лама, я выучил и тибетский. И так, когда они ежегодно по очереди являлись в столицу, я говорил с монголами, с мусульманами и с тибетцами с каждым на их языке без помощи переводчика... и таким образом давал им понять, что покорил их добром».

Теоретически власть императора неограниченна; говоря современным языком, государь объединял все три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Он решал вопросы применения законов, его указы вносились в своды законов, он был и верховным судьей (см. в этой главе раздел «Правосудие»). Но на практике власть императора была ограничена множеством ритуальных норм и прецедентами, случившимися во времена предшественников. Кроме того, существовали цензоры (см. ниже), следившие за соблюдением законов чиновниками и даже самим императором.

Император не может принять решения, если не знает существа вопроса, — отсюда важнейшая роль связей между двором, палатами и провинциями, а также необходимость в тайных докладных записках (цзоучжэ), которые некоторые из высших сановников имели право адресовать ему напрямую, минуя иерархическую лестницу. Если император убеждался, что кто-то из чиновников на местах принял правильное решение, он мог огласить это решение для чиновников в других провинциях, чтобы они имели образец для подражания. Таким образом, по всей стране тек бесконечный круговорот записок чиновников государю и императорских ответов на них.

Император управлял посредством письменных распоряжений. О своих решениях он уведомлял население (и в первую очередь — чиновников, представлявших его) через предписания (шанъю), имевшие различные названия в зависимости от существа дела и обстоятельств, при которых они издавались. Это могли быть указы (чжао — о важнейших политических делах), грамоты (гаомин — при назначении на высшие должности), указания (чимин — уведомления, посылавшиеся в иностранные государства) и рескрипты (чжи — ответы императора чиновнику, иногда в форме резолюций, писавшихся красной тушью на записке чиновника).

Примечания

1. Кит. Тянь.

2. Монг. богдо хан, откуда распространенное в Европе наименование китайского императора «богдыхан», восходящее ко временам монгольской династии Юань.

3. Уйгурским. (Примеч. авт.)

4. Предгорье Тибета, примыкающее к Сычуани. (Примеч. авт.)

Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 71-74.