Агностицизм (БСЭ, 1926)
АГНОСТИЦИЗМ (от греч. &gnostos — не-познаваемый), теоретико-познавательная точка зрения, присущая позитивистам и кантианцам. Агностицизм считает основой знания ощущения от внешних предметов, но отказывается считать представления верными их отражениями; вещь, как она существует сама по себе, нам неизвестна и никогда не будет известна (знаменитое «ignorabimus» — «никогда не будем знать» — Э. Дюбуа-Реймона); «вещь в себе» лежит якобы по ту сторону опыта, а, следовательно, и нашего познания. Мы не можем доказать существование или несуществование высшего существа по ту сторону данного в опыте мира. Этим самым теоретически признается нечто абсолютно непознаваемое и лежащее вне нашего опыта, хотя практически агностицизм не считается с подобным допущением. Как теория познания, агностицизм не выдерживает критики. Конечно, вещь сама по себе не такова, как она преломляется в наших органах чувств. Конечно, мы познаем ее через эти преломления, то есть через наши ощущения, но отсюда не следует, что мы не знаем самой вещи и ее объективных свойств. Деятельностью своей, всей повседневной практикой доказывает человек знание вещей. Употребляя для себя вещь, сообразно чувственно воспринимаемым ее свойствам, мы безошибочно испытываем степень истинности данных наших чувств. Положительный результат использования вещи свидетельствует, что в данном случае восприятие вещи и ее свойств соответствует находящейся вне нас действительности. Познавая же свойства вещи, мы познаем самую вещь, какова она сама по себе. «Вещи в себе», отличной от ее свойств, — нет. Отрыв сущности вещи от ее явления есть метафизика, ничем не обоснованная. Когда познаны свойства вещи, познана и сама вещь. И здесь критерием оказывается практика. Воспроизведение вещи (например, жиров, углеводов) есть доказательство, что свойства ее, а, следовательно, и она сама — познаны. Признание агностицизмом трансцендентного бытия (Г. Спенсер) есть своего рода компромисс с религией, допущение, хотя бы теоретическое, божества. Агностики обычно придерживаются научных взглядов в конкретных, положительных областях знания (О. Конт, Ч. Дарвин, Г. Спенсер, Гёксли), но заявляют о своем «незнании», когда дело касается общих принципов бытия и его происхождения. За это Энгельс называл агностицизм «стыдливым материализмом».
Критику агностицизма см.: Ф. Энгельс, Развитие социализма от утопии к науке; его же, Людвиг Фейербах.
И. Луппол.
Большая советская энциклопедия. Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Том первый. А – Аколла. – М., АО Советская энциклопедия. – 1926. Колонка. 426-427.