Психологизм и антипсихологизм

ПСИХОЛОГИЗМ [И АНТИПСИХОЛОГИЗМ] В ЛОГИКЕ – философская концепция, утверждающая связь логики (как традиционной, так и современной символической) с реальностью человеческого мышления, изучаемой психологией. Противоположностью психологизма является антипсихологизм, который отрицает подобную связь и считает логику наукой об идеальных объектах, смысл и существование которых не зависят от их использования в человеческом мышлении. Проблема психологизма в логике состоит из двух вопросов; сводимы ли логические структуры (в частности законы логики) к психологическим структурам и являются ли логические процедуры моделями реальных процессов мышления? Классический психологизм 19 в. (Д.С. Милль) отвечает на эти вопросы следующим образом: 1) логика сводима к психологии, т.е. логические понятия, могут быть определены в терминах психологических понятий, а логические законы могут быть выведены из психологических законов; 2) логика является моделью процессов мышления, потому что логика просто является частью этих процессов. Эта концепция может быть названа «редукционистским психологизмом». Ж. Пиаже говорит об автономии логики и психологии (отрицательный ответ на вопрос (1)), но настаивает на тождестве логических и психологических структур, устанавливаемом эмпирически. Эта концепция может быть названа «наивным психологизмом». Более слабая концепция психологизма утверждает, что логика играет нормативную роль по отношению к процессам мышления (С. Хаак). Однако эта концепция может быть квалифицирована как психологизм, только если мы добавим к ней тезис о сводимости норм к фактам. Концепции такого типа могут быть названы «умеренным психологизмом». Все формы психологизма имеют один общий признак – утверждают дескриптивность логики по отношению к процессам мышления. Классический антипсихологизм (Г. Фреге и Э. Гуссерль) отвечает на выделенные вопросы следующим способом: 1) логику нельзя свести к психологии, она автономна; 2) логика ни в каком смысле не может быть признана моделью мышления. Классическая форма антипсихологизма включает в себя три утверждения: (а) логические понятия не определимы в терминах психологических понятий, и логические утверждения не выводимы из утверждений психологии; (б) психологические факты нельзя использовать для обоснования логических процедур; (в) методы и результаты символической логики не сообщают никакой информации о естественном мышлении человека. Тезисы (а) и (б) – отрицательные ответы на вопрос (1), а тезис (б) – отрицательный ответ на вопрос (2) из проблемы психологизма. Если мы примем тезисы (а) – (в), то получим концепцию, которая может быть названа «радикальным антипсихологизмом». Если мы принимаем нормативность логики и дуализм фактов и норм, то получаем концепцию, которая может быть названа «умеренным антипсихологизмом» (И.Кант) который допускает дескриптивность логики по отношению к результатам мысли, но отрицает ее относительно процессов мышления. Конъюнкция тезисов (а) и (б) радикального антипсихологизма представляет собой версию принципа автономии логики, утверждающего независимость логики от психологии. Она отвечает на вопрос (1) из проблемы психологизма, но не дает ответа на вопрос (2). Следовательно, принятие тезисов (а) и (б) не влечет за собой принятие какой-либо формы антипсихологизма, поэтому она может быть названа «непсихологизмом».

Психологизм и антипсихологизм в контексте философских интерпретаций логики зависят от а) типа рассматриваемых логических систем, б) базисных философских установок, в) ориентации на приложения логики. Д.С. Милль определяет логику «как науку, которая рассматривает операции человеческого рассудка, стремящегося к истине». Для него логические законы – особый тип психологических законов. Главный способ логических умозаключений – индукция. Дедукция представляется как особый вид индукции. Философия, на которой основывается миллевская теория логики, – эмпиризм. Главные приложения логики – открытие и обоснование законов человеческого мышления, которые являются частью психологии мышления. Типические черты психологизма в логике 19 века: а) ориентация на традиционную логику в области теории дедукции, б) эмпиризм и фундаментализм как общефилософская основа психологизма, в) ориентация на приложение логических результатов к исследованию психологии человеческого мышления. Э. Гуссерль строит философские выводы на основании анализа возникающей математической логики. Базисной философской установкой является объективизм, – стремление обосновать независимость от субъекта как формы, так и содержания знания, и идеализм – признание существования независимых от субъекта форм и объектов знания. Основные приложения логики – основания математики. Ориентация на приложения логики к основаниям математики определила господство антипсихологизма в философии логики 20 века. Во 2-й половине 20 века в связи с приложениями логики к исследованиям по искусственному интеллекту и развитием теории поиска вывода произошло возрождение психологистических идей (С.Хаак, Б.В. Бирюков, Т. Зеебом, Г.В. Сорина). Возникли концепции, сочетающие непсихологистическое обоснование логики с возможностью моделирования логикой реальности человеческого мышления (метапсихологизм).

В.Н. Брюшинкин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 384-385.

Литература:

Брюшинкин В.Н. Логика, мышление, информация. Л., 1988;

Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия. М., 1993;

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат, М., 1958;

Гуссерль Э. Логические исследования. Пролегомены к чистой логике. СПб., 1909, т. 1;

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – «Логос», 1911, № 1, с. 1–56;

Милль Дж.Ст. Система логики. СПб., 1865;

Логическое Кантоведение. Труды международного семинара. Калининград, 1998;

Смирнова Е.Д. Логика и философия. М., 1996;

Сорина Г.В. Логико-культурная доминанта. Очерки теории и истории психологизма и антипсихологизма в культуре. М., 1993;

Фреге Г. Мысль. Логическое исследование. – В кн.: Философия, логика, язык. М., 1987, с. 18–47;

Brentano F. Psychology from an Empirical Standpoint. N. Y., 1973;

Frege G. Grundgesetze der Arithmetic. Darmstadt, 1962;

Haack S. Philosophy of Logics. Cambr., 1980;

Kusch M. Psychologism. A case study in the sociology of philosophical knowledge. L.–N. Y., 1995;

Nottumo M.A. Objectivity, Rationality and the Third Realm: Justification and the Grounds of Psychologism. A study of Frege and Popper. Dordrecht–Boston–Lancaster, 1985;

Perspectives on Psychologism, Ed. By Mark A.Nottumo. Ν. Υ., 1989;

Rath M. Der Psychologismusstreit in der deutschen Philosophie. Freiburg–Mün., 1994;

Seebohm T. Psychologism Revisited. – Phenomenology and the Formal Sciences, Ed. by Thomas M.Seebohm. Dordrecht, 1991.