Католицизм (Сказкин, 1965)

КАТОЛИЦИЗМ - католическая церковь, - одно из христианских вероисповеданий, наряду с православием и протестантизмом. Католицизм как христианское вероучение и католическая церковь как организация окончательно определились после разделения общехристианской церкви на западную и восточную (1054). И западная, и восточная церкви оставили за собой название католических, т. е. вселенских церквей (римско-католическая на Западе и восточно-кафолическая - на Востоке; различие лишь в произношении греческого слова katolikos - всеобщий, вселенский).

Основные положения, отличающие католицизм от православия и католическую церковь от православной, начали складываться задолго до разделения церквей, развиваясь постепенно в течение долгого времени. Они нашли свое выражение в догматах, обрядах, в организации и дисциплинарных правилах духовенства и в канонах. Сущность этих положений стоит в прямой зависимости от особенностей развития католической церкви и той прежде всего политической роли, которую она играла в средние века.

Судьба церкви на Западе и на Востоке Европы, в связи с различием экономического и политического развития западной и восточной частей Римской империи (особенно после ее разделения в 395 году), была различна, и это различие обусловило на Западе особую роль католицизма и папы как главы католической церкви. Будучи служебным для господствующего класса учреждением, церковь - организация духовно управляемых и управляющих - должна была находиться на службе у государства как органа господствующего класса. Таково и было положение восточно-римской, позже византийской церкви с ее сильной императорской властью. Иным было положение церкви на Западе. Используя противоречия между ранними "варварскими" государствами, образовавшимися после падения Западно-римской империи, римские епископы присвоили себе такие политические функции, которые скоро превратили их в самостоятельных государей и дали им возможность выступить с претензиями на высший авторитет в делах всей христианской церкви и всего христианского мира. Эти претензии и стремление подчинить себе восточных патриархов и были основной причиной разделения церквей, а те особенности, которые сложились в католицизме, являются следствием притязаний папства.

Основные отличия католицизма от православия сводятся к следующему. Признавая, как и православная церковь, источником религиозной истины и священное писание (т. е. совокупность религиозных сочинений, признанных христианской церковью "богодуховенными", каноническими), и священное предание, католицизм, однако, считает священное предание источником "более обильным"; он подводит под понятие священные предания не только учение древней церкви, полученное якобы непосредственно от Христа и его апостолов и нашедшее свое окончательное выражение в постановлениях Вселенских соборов (первых 7), но и практику и постановления поместных соборов и папские распоряжения. Так, католицизм принимает догматическое новшество, принятое западными местными соборами - учение об "нисхождении святого духа не только от бога-отца, но и от сына" (filioque). С этим дополнением католицизм признает "символ веры", выработанный на Никейском соборе (325) и переработанный, по церковной традиции, на Константинопольском соборе (381) (с 7-го Вселенского собора (787) объединенный никео-константинопольский или никео-царьградский символ веры), однако предпочитает ему "апостольский" символ, возникший, по-видимому, в 6 веке и положенный в дальнейшем в основу так называемого "римского катехизиса". В отличие от православия, католицизм считает каноническими все произведения, включенные в состав Библии. По постановлению Тридентского собора 1545-1563 годов, всякий несогласный с этим положением католицизма подвергается анафеме. Католицизм со времени папы Иннокентия III (1198-1216) не признает за мирянами права самостоятельного (без помощи священника) чтения Библии, чтобы не возбуждать в простых людях духа критики. Католицизм признает и проповедует совершенно невероятное учение о "сокровищнице преизбыточествующей благодати". По учению католицизма, благочестивый человек должен выполнять заповеди (praecepta), но сверх этого для достижения высшей ступени совершенства он может выполнять и евангельские советы (consilia) о совершенной жизни. Такое поведение католицизма называет сверхдолжным, и поскольку бог якобы не оставляет его без вознаграждения, то этот излишек добрых дел зачисляется в заслугу другим людям-грешникам. Создается таким образом сокровищница дополнительных добрых дел, основным вкладом в которую являются якобы деяния Христа, апостолов, богоматери и святых. Папа имеет право распоряжаться этим "запасом" добрых дел и "благодати" и за счет него отпускать грехи, даруя грешникам прощение. Это грубо механистическое и противоречащее элементарным требованиям моральной ответственности человека представление о сопоставлении грехов и добрых дел послужило основанием для чрезвычайно выгодной католицизму торговли (с 12 века) индульгенциями, которая не раз вызывала возмущение верующих и впоследствии послужила последним толчком к реформационным движениям. Отсюда же развилось учение католицизма о чистилище (промежуточной инстанции между адом и раем), в котором якобы находятся души умерших, впредь до окончательного решения их потусторонней судьбы; причем молитвы живых будто бы могут если не помочь умершим попасть в рай, то, во всяком случае, смягчить их участь, а папа и другие священники имеют право сокращать время пребывания в чистилище. Это последнее положение было окончательно признано Тридентским собором и сформулировано в так называемом "римском катехизисе". Учение о чистилище сделалось важным источником доходов церкви и клира. Католицизм создал настоящий культ богоматери, одно из проявлений которого - учение о "непорочном зачатии" (conceptio immaculate) "девы Марии", возведенное в степень догмата буллой (Innefabilis) папы Пия IX в 1854 году (окончательно утверждена на 1-м Ватиканском соборе в 1869-1870 годы). Распространению этого культа и учения больше всего способствовали иезуиты, наиболее ловкие и бесцеремонные пропагандисты папской власти. Католицизм придерживается формулированного еще Дунсом Скотом и принятого Тридентским собором учения о действенности таинств из действия самого таинства (ex opere operato), т. е. если совершающий таинство совершает его так, как установлено церковью, и правильно произносит совершительную формулу, а принимающий таинство не оказывает препятствия его действию, то "благодать" якобы сообщается приемлющему таинство, подобно действию лекарства, даже если он и не имеет веры. Одновременно с этим католицизм считает еретическим существующее со времени донатистов и пелагиан учение о том, что "...действенность таинства зависит от моральной чистоты преподающего таинство". Это учение, требующее нравственной чистоты священнослужителей, неприемлемо для католического духовенства, ведшего жизнь, далекую не только от евангельского совершенства, но и порицаемую с точки зрения морали вообще. Католицизм знает некоторые особенности в принятии таинств верующими; так, миропомазание (конфирмация) совершается не одновременно с крещением детей, а в "лета разумные" (не раньше 8 лет) и обязательно епископом. В таинстве причастия мирянам дается только хлеб (опресноки, облатки); под обоими видами (т. е. хлеб и вино) причащаются только священники. Это правило, возникшее в 13 веке, утверждено Констанцским собором 1414-1418 годов и окончательно признано только Тридентским. Против него протестовал Ян Гус, видевший в этом возвышение клира над простыми мирянами и лишение народа "благодати". Дети в католицизме с 12 века не получают причастия до конфирмации. Брак, по правилам католицизма, нерасторжим, даже если один из супругов уличен в прелюбодеянии. Запрещение священникам вступать в брак существовало в католицизме издавна, но окончательно признано на поместном (Латеранском) соборе 1059 года. Духовенство в католицизме, получающее, по учению церкви, в таинстве священства особую "благодать", дающую ему власть отпускать или не отпускать грехи, составляет особую замкнутую группу, резко отделяющуюся в церковном отношении от остальных мирян. Практически участие в церковной жизни принадлежит только иерархии; народ обязан лишь повиноваться, не имея права рассуждать о предметах церковного учения и принимать участие в делах католической церкви. Через все степени католической иерархии проходит строгая субординация. Католицизм не допускает выхода из духовного звания; "недостойный" священник может быть лишен права совершать богослужение, но этим он не лишается своей "ординации", т. е. сохраняет "благодать" священства до конца жизни. Особенно важное значение в католицизме имеет монашество. Монахи в католицизме - не отшельники, живущие созерцательной жизнью и молитвой; они несут также и церковно-общественные обязанности. Так как монастыри в католической церкви изъяты из ведения местных епископов и подчинены непосредственно генералу монашеского ордена, обычно проживающему в Риме, то монахи в католицизме составляют фактически "духовное воинство" папства, служащее ему во всех сферах общественной и государственной жизни. Резкое обособление от мирян иерархии католицизма находит свое наивысшее выражение в исключительном положении главы этой иерархии - папы римского. По учению католицизма, папа - видимый глава церкви, наместник мифического апостола Петра, имеющий абсолютные права освобождать верующего от грехов (пускать или не пускать душу верующего в рай - так называемая власть ключей). При Иннокентии III (1198-1216) утвердилось учение о папе как наместнике самого Христа и бога (vice deus), развитое схоластическим богословием в средние века, по которому власть папы выше власти Вселенских соборов; папа сосредоточивает в своих руках всю полноту церковной власти и своими декреталиями может не только определять всю внешнюю жизнь церкви, но и устанавливать новые догматы. По толкованию некоторых теологов, папе нужно верить даже тогда, когда он толкует священное писание вопреки его прямому смыслу. Практически подобные теории нашли свое выражение в положении о папской непогрешимости, высказанном впервые Григорием VII (1073-1085) и развивавшемся далее, по учению католицизма, как "историческая идея". В 1869-1870 годы на Ватиканском соборе это положение, хотя и с некоторыми ограничениями, было возведено в догмат; согласно ему, папа непогрешим лишь как верховный первосвященник, в своем личном сознании он может погрешить в вопросах веры, может быть даже неверующим, порочным; но папские определения ex cathedra ("с кафедры", т. е. когда он выступает как выразитель учения католицизма) вследствие участия в них якобы самого святого духа непогрешимы даже без одобрения епископата. Папу окружает римская курия - главное церковное учреждение, состоящее из чиновников с разнообразными обязанностями. Высшее центр. управление осуществляет коллегия кардиналов, полное собрание котооторых составляет консисторию. В случае смерти папы экстренное собрание консистории объявляется конклавом, избирающим нового папу. Кардиналы возглавляют конгрегации и других учреждения и организации в Ватикане. Из среды кардиналов и других высших сановников церкви (прелатов) выделяются лица с чрезвычайными или постоянными полномочиями от папы, действующие вне Рима, - "апостолические викарии", легаты и нунции. Папа один вправе учреждать новые епархии и назначать епископов, которых он единолично посвящает. Только он имеет право судить и наказывать их. Вследствие столь широких прав папства в католической церкви были фактически упразднены центральные и местные органы церковного управления; должности патриарха, митрополита, архиепископа сохранились лишь как почетные звания. Католицизм не признает некоторых постановлений Вселенских соборов, созванных до разделения церквей, напр. отрицает полностью постановления Константинопольских соборов, бывших при патриархе Фотии (861, 867), и, наоборот, признает собор 869-870 годов, направленный против Фотия. 14 поместных соборов (сверх 7 соборов общехристианских церкви) католицизм признает вселенскими. Постановления первых 7 соборов христианской церкви излагаются в католицизме часто не в том виде, как в православной церкви. В католицизме много обычаев и второстепенных обрядов, отличающихся от обычаев и обрядов православия. Храмы строятся алтарем на Западе, а не на Востоке, алтарь в храмах не отделен от остального помещения, храмы украшены скульптурными изображениями и картинами. Кроме пения, применяется инструментальная музыка (орган). Много праздников в католицизме установлено после разделения церквей (например, праздники "Тела господня", "Сердца Иисуса"); некоторые из них посвящены святым, не признаваемым на Востоке (Игнатию Лойоле, Франциску, Доминику и даже Торквемаде, гнуснейшему представителю испанской инквизиции). Однако наиболее существенной особенностью католицизма является то, что с самого начала глава римской церкви в силу исторических условий превратился в светского государя, который, используя свой авторитет, а также земельные владения и другие материальные ресурсы, выступил с претензией на верховную власть во всей христианской церкви и в христианских государствах. Не располагая, однако, достаточными средствами для осуществления таких целей и владея в течение всего своего существования лишь одним из мелких государств Европы, папство усвоило все пороки местных тиранов, вынужденных вести политику мелких интриг, вероломства, клятвопреступлений, подавления инакомыслящих и уничтожения еретиков.

Собственно папское государство создалось стараниями франкских королей, освободивших пап от зависимости их от лангобардов и передавших им в дар территорию Равенского экзархата, Рим и Пентаполис с 12 городами (756), чем было положено начало светскому государству пап. Роль католической церкви была особенно сильна в период феодальной раздробленности, когда церковь выступала своеобразным носителем единства. "Это теологическое единство было не только идейным. Оно действительно существовало и не только в лице папы, монархического средоточия этого единства, но прежде всего в лице церкви, организованной на феодальных и иерархических началах. Владея в каждой стране приблизительно третьей частью всех земель, церковь обладала внутри феодальной организации огромным могуществом. Церковь с ее феодальным землевладением являлась реальной связью между различными странами; своей феодальной организацией церковь давала религиозное освящение светскому государственному строю, основанному на феодальных началах. Духовенство было к тому же единственным образованным классом. Отсюда само собой вытекало, что церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495). Католицизм как вероучение стал при феодализме идеологией господствующего класса и чрезвычайно действенным средством идеологического воздействия на крестьянство - основной производительный класс феодального общества. Господствующий класс чрезвычайно высоко ценил идеологическую функцию католицизма и, укрепляя материальные основы существования католической церкви, увеличивал ее земные владения. Церковь в феодальном обществе сделалась крупнейшим землевладельцем, а клирики составляли часть господствующего класса; высшие духовные лица (прелаты) рекрутировались обычно из высших слоев феодалов, а все духовенство в целом составило привилегированное (1-е) сословие в создававшихся в 12-15 веках сословно-представительных монархиях.

Клюнийское движение 10-11 веков, цистерцианское - 12 века, основание монастырей, зависимых, как правило, непосредственно от папы, были направлены к утверждению церковного авторитета папства, которое стремилось овладеть миром не только в духовном смысле, но и в политическом отношении. Крупнейшими представителями теократического течения были Григорий VII (1073-1085) и Иннокентий III (1198-1216). Еще на Латеранском соборе (1059) клюнийский монах Гильдебранд, будущий папа Григорий VII, добился принятия правил о запрещении брака клириков (целибат) не столько для того, чтобы освободить их от забот о семье, сколько для того, чтобы предупредить возможность оскудения церкви от передачи церк. имущества наследникам. Он же добился от собора установления нового порядка избрания пап коллегией кардиналов без вмешательства светской власти, тем самым утверждая верховенство духовной власти над светской. Иннокентий III считал, что императоры и короли - вассалы папы и получают от него свою власть. Папы властно вмешивались в политику. Вассальную зависимость от папы признали короли Арагона и Португалии, царь Болгарии, английский король Иоанн Безземельный.

Однако в то время, когда, казалось, католическая церковь была на вершине своего могущества, появились первые признаки ее ослабления, приведшие в дальнейшем к реформационному движению. С развитием городов и торговли, с усложнением социальных противоречий в городе и деревне обострялась классовая борьба, множились ереси, ибо при засилье церкви, являвшейся наивысшим обобщением и санкцией феодального строя, всякий протест против феодализма приобретал характер неправильного (еретического), с точки зрения церкви, учения (см. Ереси). Увлеченная борьбой за власть, церковь превращалась в светское учреждение, "обмирщалась", переставая отличаться от господствующего класса и таким образом теряя важнейшее условие действенности своего влияния на массы - быть "царством не от мира сего". Величайший в истории скрытый обман трудовых масс превращался в открытое лицемерие, против которого не только вспыхивало негодование революционно настроенного класса порабощенных, но и возникал протест наиболее искренних людей среди духовенства и самого господствующего класса. Церковь отвечала на это созданием "нищенствующих" монашеских орденов (францисканцы, доминиканцы, и др.), свирепым преследованием еретиков, их сожжением по приговорам инквизиции (создана в 13 веке). Церковь начала систематически преследовать наряду с еретиками и, часто нарочито соединяя с ними, знахарей, колдунов и "ведьм". Едва ли можно сомневаться, что основной причиной преследований всего этого "темного люда" был страх средневековой поповщины потерять свое влияние на массы. "Нищенствующие" инквизиторы, основной задачей которых было проникновение в народные массы, отождествляли еретиков и знахарей, обвиняли еретиков в сношениях с нечистой силой, а колдунов и "ведьм" в том, что, отрекшись от Христа, они стали еретиками. "Ученые" мракобесы писали целые исследования по ведовству (например, "Молот ведьм" Шпренгера и Инститориса); несчастных людей, особенно женщин, под пытками заставляли сознаваться в "преступлениях", которых они никогда не совершали. Эта мрачная изуверская практика присуща церковникам всех вероисповеданий и вер; но в таком масштабе, в каком она осуществлялась католической поповщиной 13-15 веков, она была неизвестна ни до этого времени, ни после.

С возникновением централизованного государства (с его усовершенствованными методами принуждения) католическая церковь как орудие порабощения эксплуатируемых масс становилась менее нужной господствующему классу. Ее "монархический центр"- папство - находился вне воздействия укреплявшейся национальные королевские власти. В интересах господствующего класса церковь должна была быть введена в известные границы и строго ограничиться свойственной ей функцией: молиться за грешный мир и убеждать трудящихся повиноваться своим господам. Началась борьба светской власти с церковью, борьба за размежевание сил и средств. В этой борьбе господствующий класс стремился, с одной стороны, лишить католическую церковь ее материальной силы и в конечном счете завладеть полностью или частично огромными земельными богатствами церкви, с другой стороны, подорвать моральный авторитет духовенства и его главы - римского папы. Идеологическими средствами этой борьбы были шедшие от бюргерства и поддерживаемые иногда самой феодальной аристократией учения о бедной церкви (Уиклиф, Лолларды, Арнольд Брешианский), которая, будучи основана "сыном плотника" (Иисусом Христом) и распространяема простыми рыбаками (апостолами), не имела и не должна иметь имущества и богатства. "Обмирщение" церкви, праздная и развратная жизнь клириков, погрязших во всех пороках "мирской" жизни, вызывали критику, требование реформы католической церкви, испорченной "во главе и в членах", т. е. начиная с папы и кончая простым клириком. Стремление ослабить авторитет папства нашло свое выражение в учениях о том, что папа не имеет права вмешиваться в сферу распоряжений светской власти и его власть ограничивается только вероучением (французские легисты, Дюбуа, Жан де Жанден, Марсилий Падуанский, Оккам), что не папа, а собор является главой церкви (соборное движение 15 века). Это были учения, оппозиционные церкви, и исходили они главным образом со стороны господствующего класса. Оппозиция к папской власти затронула также и ряды самого духовенства. По мере того как создавались централизованные феодальные государства, поддерживавшие в интересах феодалов местное духовенство, последнее стало отстаивать интересы этих государств и свои местные интересы против ненасытных материальных требований папства. Так возникло движение за особые привилегии духовенства отдельных государств (галликанство, англиканская церковь и раннереформационной церкви).

Критика католицизма и оппозиция к нему приняли особенно резкий характер с зарождением нового класса, знаменовавшего своей деятельностью переход от феодализма к капитализму. Усиление бюргерства, постепенно перераставшего в буржуазию, сопровождалось в идеологической сфере развитием научного мировоззрения, которое не могло мириться с принципиальной неразумностью основных догматов христианства. Со стороны нарождавшейся буржуазии усиливалась и критика феодальной церкви за ее богатства и "расточительство"; идея "бедной церкви" фактически превращалась в идею "дешевой" церкви, каковой она и должна быть по мнению буржуазии, стремящейся превратить всякое богатство в капитал. Крайний консерватизм и реакционность католицизма, не желавшего считаться с требованиями времени, привели к отпадению от католической церкви значительной части европейского общества, требовавшего приспособления вероучения и организации церкви к новым условиям (см. Реформация). Зарождавшийся новый общественный класс и новая система эксплуатации нуждались в освящении нового порядка церковью и в религиозной санкции этого порядка, но для этого старая церковь оказалась непригодной и были созданы новые формы идеологического воздействия на трудовые массы и новые церковные организации (протестантизм). На первых порах католицизм пытался возвратить утраченную роль мерами насилия. Была усилена деятельность инквизиции. В целях цензуры над умами, для того чтобы воспрепятствовать развитию научного мировоззрения, был введен перечень книг, не дозволенных к чтению верующими (индекс запрещенных книг), усилено преследование представителей науки (Коперник, Галилей, Дж. Бруно). В лице ордена иезуитов католическая церковь получила организацию, готовую идти для торжества католицизма и ликвидации протестантизма на все меры, как дозволенные с точки зрения общепринятой морали, так и не дозволенные. Церковь допустила даже частичную конфискацию своих земельных богатств в некоторых государствах, оставшихся верными католицизму, и, наконец, на Тридентском соборе как будто добилась с помощью иезуитов торжества своих принципиальных положений как в сфере вероучения, так и организации, в том числе и примата власти папы над собором (см. Контрреформация). Но это была пиррова победа. Часть стран Европы, приняв реформацию, окончательно отошла от Рима, в самих католических странах, в связи с усилением королев. власти и переходом большинства этих стран к абсолютизму, росли ограничения католической церкви в пользу королевской власти, среди католического духовенства появлялась склонность к принятию таких положений, которые приближали национальные церкви к политическим положениям протестантизма (янсенизм, иозефинизм и т. д.), так что в конце концов само папство должно было пойти на уступки (закрытие ордена иезуитов (1773), ликвидация инквизиции в большинстве стран Западной Европы в 18 веке). Буржуазия, ставившая по мере своего усиления вопрос о захвате политической власти, решительно выступала против католицизма как феодальной идеологии и усваивала либо крайние течения в протестантизме (пуритане в английской революции 17 века), наиболее приспособленные к оправданию капиталистического накопления, либо деизм, отрицавший непосредственное вмешательство бога в земные дела (раннее Просвещение 17 века), либо вовсе склонялась к атеизму (французское Просвещение 18 века). Протестантизм в его разнообразных формах был и остается "буржуазным" вариантом христианства. Однако это не означает, что католическая церковь утратила всякое значение в буржуазном обществе. Напротив, она превратилась в грандиозную капиталистическую организацию, принимающую самое деятельное участие в финансовых и промышленных предприятиях капитализма и утверждающую свою служебную для капитализма роль освящением частной собственности и частного предпринимательства. Церковь старается рядом мероприятий вернуть себе расшатанную реформационными движениями власть над душами всех христиан и политическое влияние в католических государствах. С того времени, как буржуазия после 1848 года в страхе перед растущей мощью пролетариата стала реакционной силой, она начала поддерживать католицизм, видя в нем более эффективное орудие обработки масс, чем "излишне рационалистический" и менее воздействующий на чувства протестантизм. Этим объясняется и так называемое "Католическое возрождение", о котором много говорят католики, и распространение католицизма в таких протестантских странах, как Канада и США, где организации католической церкви, католические школы вплоть до университетов поддерживаются в значительной мере вкладами и пожертвованиями со стороны протестантской буржуазии. Католическая церковь стремится упрочить свое положение в обществе (главным образом в среде мелкой буржуазии, а также в отсталой части рабочего класса) путем пропаганды католицизма при помощи светских католических организаций, построенных по принципу монашеских "третьих" орденов (т. е. организаций верующих, примыкающих к монашеским орденам, особенно к иезуитам), но не оставляющих семьи и своей профессиональной деятельности ("Католическое действие", Шёнштаттское движение). Благодаря таким организациям (крупнейшие: Всемирный союз женских католических организаций, Всемирная федерация женской католической молодежи и др.) католическая церковь проникает во все экономические, административные, государственные и политические органы и старается оказывать на них влияние (см. Клерикализм). К числу таких средств относится также и "социальная политика" папства, направленная на защиту частной собственности, классового деления общества и классового неравенства, на смягчение, а в идеале и на прекращение классовой борьбы пролетариата против капиталистов. Неофициально эта политика проводилась всегда, начиная со времени утверждения капитализма; официально она провозглашена во 2-й половине 19 века, когда на пороге империализма классовая борьба стала приобретать формы и размеры, особенно грозные для буржуазии. Начало ей положил папа Лев XIII в энциклике "Rerum novarum" в 1891 году, в которой он писал, что если рабочие выражают недовольство своей участью, то этим они грешат против воли божьей, потому что сам "бог создал мир так, чтобы одни были рабочими, а другие фабрикантами и капиталистами". Ватикан всячески старается воздействовать на рабочих, расколоть рабочее движение и примирить рабочих и работодателей. При Льве XIII возникло так называемое христианско-демократическое движение, которое оформилось в клерикальные партии (см. Католические партии), ставшие серьезным орудием борьбы против рабочих партий. В конце 19 века схоластическая философия Фомы Аквинского (13 век) была объявлена философской основой католицизма (неотомизм) и служила орудием идейной борьбы против марксизма и коммунизма. Курс, взятый Львом XIII на союз с империалистической буржуазией, продолжали и его преемники. Католическая церковь предоставляла свои капиталы для ведения империалистической войн, грабежа колоний; католические миссии (наряду с протестантскими) в странах Азии и Африки своей религиозной, благотворительной и культурной деятельностью активно помогали колонизаторам (см. Миссионерство). Католическая церковь враждебно встретила Октябрьскую революцию и Советскую власть в России, а в годы гражданской войны сотрудничала с интервентами и белогвардейцами. Папство призывало не признавать Советской России (обращение Пия XI в 1922 к Генуэзской конференции), в 1930 году оно провозгласило крестовый поход против СССР, вылившийся в международную антисоветскую кампанию. Ватикан и католические иерархи сделались союзниками фашизма. В 1922 году они помогли Муссолини захватить власть. Ватикан был первым государством, заключившим соглашение с правительством Гитлера. Он принимал непосредственное участие в заговоре фашистов против Испанской республики (1936-1939). В годы 2-й мировой войны папство и католические иерархи активно сотрудничали с Гитлером. Связь с капиталистическим миром и вражда к коммунизму и социализму определили послевоенный курс католической церкви, ее ориентацию на реакционные круги США и Западной Германии. Этот курс особенно настойчиво проводил Пий XII. Непосредственное влияние на политическую жизнь во многих государствах Европы и Латинской Америки Ватикан и католические иерархи начали оказывать через католические партии, ставшие после войны в некоторых государствах Европы правящими. Папство, вопреки желаниям народов, не поддержало борьбы СССР и других миролюбивых стран за мирное сосуществование государств с различными социальными системами, за полное и всеобщее разоружение, за уничтожение атомного оружия. Тесная связь с миром эксплуатации, с откровенно проимпериалистической политикой, вражда к социализму и коммунизму вызывают протест не только в среде людей, не связанных с церковью, но и в массах верующих, ведут к отходу трудящихся от религии, к потере влияния церкви в массах. Оппозицию среди верующих и духовенства вызывает и упорное стремление папства сохранить все положения Тридентского собора и новые догматы, провозглашенные на 1-м Ватиканском соборе. Еще в конце 19 века, после 1-го Ватиканского собора, в католицизме образовалось движение старокатоличества, которое не признает верховной власти папы, догмата о его непогрешимости, о "непорочном зачатии" "девы Марии", не считает обязательным безбрачие духовенства, отрицает почитание икон и реликвий и ведет богослужение на местном, а не на латинском языке. В конце 19 века зародилось и движение "модернизма", которое требует более гибкой политики папства в вопросах догматики и организации, в отношении к христианам-некатоликам, приспособления этой политики к научным достижениям. В последнее время сторонники модернизма выступили с призывом объединить всех христиан в "единой апостольской церкви", призыв, свидетельствующий о том, что буржуазия в страхе перед растущими победами социализма готова отложить всякие внутренние споры и объединить свои усилия в борьбе с безбожным коммунизмом. В настоящее время в самой церкви все громче раздаются голоса, призывающие ради "спасения" церкви к изменению политики папства. Выразителем этих новых веяний выступил папа Иоанн XXIII, призвавший в своей энциклике "Pacem in terris" (10 апр. 1963) к миру на земле и высказавшийся за политику мирного сосуществования государств с различными социальными системами. Для укрепления пошатнувшихся позиций католической церкви, для совершенствования методов ее влияния на массы был созван 2-й Ватиканский собор (1-я сессия 11 октября - 8 декабря 1962, 2-я - 29 сентября - 4 декабря 1963, 3-я - 14 сентября - 21 ноября 1964 года). Собором поставлена важная задача - приспособление католической церкви к современной эпохе как в вопросах культа, вероучения и организации, так и в вопросах международной политики церкви (пересмотр откровенно проимпериалистической политики, которая может привести к отходу от католицизма верующих) и ее отношения с некатолическими и нехристианскими церквами. На 1-й сессии собора имели место трезвые высказывания за предотвращение военных конфликтов, запрещение термоядерного оружия, за разумные переговоры. Сменивший Иоанна XXIII Павел VI поддержал Московский договор о частичном запрещении испытаний термоядерного оружия.

Новые веяния в Ватикане встречают, однако, резкое сопротивление правого крыла (Оттавиани, Руффини), которое пытается повернуть церковь на старый путь. О глубоких расхождениях свидетельствует то, что собору, по существу, удалось прийти пока к решению лишь некоторых менее существ. вопросов (об изменении в порядке богослужения - разрешение вести службу на местных языках, отказ от средневековой латыни, применение средств массовой общественной связи (радио, телевидение, кино и др.), которые собор призвал шире использовать для религиозных целей).

С. Д. Сказкин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Литература:

Рамм Б. Я., Совр. Ватикан, М., 1956; Лаврецкий И. Р., Ватикан, М., 1957; Лозинский С. Г., История папства, М., 1961; Шейнман М. M., Папство, М., 1959; его же, Папство в период от первого до второго Ватиканского собора (1870-1962), ВИРА, т. 11, М., 1963; его же, Современный клерикализм, М., 1964; Tyrrell G., Christianity at the Cross Roads, L., 1909; Harnack A., Lehrbuch der Dogmengeschichte, 4 Aufl., n. 1-3, Tübingen, 1909-10; Mirbt C., Quellen zur Geschichte des Papsttums und des römischen Katholizismus, 3 Aufl., Tübingen, 1911; McCabe Jos., Crisis in the history of the papacy, N. Y., 1916; Troeltsch E., Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen, Tübingen, 1919; Hügel Fr., Essays and addresses on the philosophy of religion, N. Y., 1921; Heiler Fr., Der Katholizismus, Münch., 1923; Winter E., Der Josefinismus, В., 1962; Mohr H., Das katholische Apostolat, В., 1962.

Понятие: