Демократия (рабовладельческая, феодальная, буржуазная…)

ДЕМОКРАТИЯ (греч. dnmokratia, букв. - власть демоса, т. е. народа, народовластие) - одна из форм государства, при которой власть либо формально-юридически (в эксплуататорских государствах), либо юридически и фактически (в государствах социалистического типа) принадлежит народу, а также общественный и государственный строй, характеризующийся совокупностью определенных прав и свобод граждан. Впервые встречаясь у Геродота, термин «демократия» утвердился (как обозначение одной из форм государства) и перешел в науку нового времени от Аристотеля.

Первым типом демократии была рабовладельческая демократия, существовавшая в ряде наиболее экономически развитых древнегреческих полисов (позднее, уже в 19 веке, в науке появился термин военная демократия - для характеристики общественного строя эпохи разложения первобытнообщинных отношений и зарождения классового общества). Наиболее ярким примером античной рабовладельческой демократии является государственный строй Афин 5-4 веков до н.э. (см. Афины Древние). Верховным органом власти в Афинах было народное собрание (экклесия), собиравшееся около 40 раз в год. Совет (буле) играл фактически роль комиссии, подготавливавшей проекты решений экклесии. Все должностные лица были подотчетны экклесии и выбирались чаще всего путем жеребьевки. Важной составной частью афинской демократии был суд присяжных (гелиея). За исполнение различных должностей, в том числе за участие в гелиее, а одно время и за присутствие на народном собрании неимущие граждане получали небольшую плату. Вся эта система обеспечивала широкое участие даже беднейших граждан-мужчин в управлении государством. Однако не только громадная масса рабов, но и тысячи постоянно проживавших в Аттике лично свободных греков из других эллинских полисов были лишены каких-либо политических прав. Несмотря на классовую ограниченность рабовладельческой демократии - демократия привилегированного меньшинства - победа демократии в Афинах сыграла громадную роль в экономическом и культурном расцвете Афин в 5-4 веках до н.э. Демократическое устройство существовало во многих греческих полисах, особенно входивших в состав Афинского морского союза (см. Архе Афинская). Однако в целом демократия не была типичной формой рабовладельческого государства.

Для эпохи феодализма демократия еще менее характерна. Лишь элементы демократии существовали в некоторых европейских средневековых городах, где в результате цеховых восстаний против патрициата к участию в городском управлении приходят сравнительно широкие слои ремесленников (но в органы городского управления проникали лишь богатые мастера, устанавливалась цеховая олигархия). Формально демократической республикой была Новгородская феодальная республика; высшим органом власти являлось здесь вече, в котором могло участвовать все взрослое мужское население и даже свободные крестьяне из окрестных деревень. В отдельных районах и в особых условиях (недоразвитость феодальных отношений, сохранение общины и др.) продолжали существовать элементы примитивно-демократические организации (например, некоторые швейцарские общины, общественное устройство казачества).

Предвосхищение некоторых принципов буржуазной демократии появляется в эпоху Реформации 16 века - в республиканской форме организации кальвинистских общин (с избранием пасторов верующими). Но широко проблема демократии как формы политической власти встала впервые в эпоху, непосредственно предшествующую ранним буржуазным революциям, а практически - во время самих революций. Отражением размежевания внутри буржуазии и степени близости различных ее слоев к народу была различная оценка демократии французскими политическими писателями 18 века: для одних (например, П. Гольбах) демократия - нежелательная, "плохая" форма правления, другие (Ж. Ж. Руссо) - сторонники самой широкой демократии. Руссо, как наиболее яркий теоретик демократии того периода, когда буржуазия была поднимающимся классом, провозгласил, что народу принадлежит весь государственный суверенитет - только общая воля народа в праве создавать законы и устанавливать правительства; он - сторонник так называемой «непосредственной демократии» (т. е. такой, где весь народ осуществляет власть непосредственно, а не через представительные учреждения). В конце 18 - 1-й четверти 19 веков в условиях крепостнического самодержавной России особенно отчетливо многие демократические принципы были сформулированы Радищевым, в "Русской правде" Пестеля. Первые революционные буржуазные политические манифесты и конституции - американская Декларация независимости 1776 года, французская Декларация прав человека и гражданина (1789), французские конституции 1791 года и особенно 1793 года проникнуты идеями народного суверенитета и договорного происхождения государственной власти. В буржуазных государствах феодальные сословно-представительные учреждения уступили место новым представительным органам, создававшимся для участия в законодательстве и контроля за пр-вом; права главы государства были точно определены и ограничены статьями конституции; были провозглашены и закреплены в конституциях политические права и свободы граждан (неприкосновенность личности, религиозная свобода, свобода слова, печати и т. д.). Все это было большим шагом вперед в сравнении с феодальным государством и феодальным общественным строем. Однако демократия, рожденная революционной борьбой масс, оказалась не «всеобщей демократией», а лишь классовой буржуазной демократией - формой политического господства буржуазии. На практике в зависимости от соотношения классовых сил в той или иной стране в буржуазных государствах устанавливалась та или иная степень демократии (страны "классической" буржуазной демократии 19 века - Англия, а также США, Швейцария), но всегда демократии буржуазной - ограниченной, урезанной и формальной, с множеством оговорок и изъятий, направленных на то, чтобы не допустить к активному участию в политической жизни широкие слои народа.

Буржуазная политическая мысль создала огромную апологетическую литературу, не только превозносящую буржуазную демократию, но главное - фальсифицирующую ее подлинную сущность (например, французская "демократическая школа" 19 века - А. Токвиль "Демократия в Америке", Ламартин "Парламентарная Франция"; Джон Стюарт Милль - "О свободе", "Представительное правление" и др.). Для апологетов буржуазной демократии особенно характерно объявление буржуазной демократии надклассовым государством, "чистой" демократией, "демократией для всех", признание обязательным атрибутом демократии защиту "священного права собственности" (последнее отчетливо обнаруживает буржуазная сущность этих теорий). В рядах современных защитников буржуазной демократии находятся и правые социал-демократические лидеры. В. И. Ленин подверг уничтожающей критике буржуазно-реформистские взгляды на демократию ("Государство и революция", "Пролетарская революция и ренегат Каутский" и др. работы Ленина). Он показал, что в обществе, разделенном на классы, можно говорить только о классовой демократии, остающейся даже в самом "демократическом" эксплуататорском государстве лишь демократия для меньшинства, демократия для эксплуататоров, что буржуазная демократия остается "неизбежно узкой, тайком отталкивающей бедноту, а поэтому насквозь лицемерной, лживой", развенчал буржуазно-либеральное противопоставление демократии и диктатуры, показав, что буржуазная демократия - это лишь наиболее тонко завуалированная форма диктатуры буржуазии. В то же время Ленин подчеркивал, что для пролетариата не безразлична форма буржуазного государства, что он должен использовать буржуазную демократию для сплочения и защиты своих интересов. "Мы за демократическую республику, как наилучшую для пролетариата форму государства при капитализме, но мы не вправе забывать, что наемное рабство есть удел народа и в самой демократической буржуазной республике" (Соч., т. 25, с. 370).

Эпоха империализма характеризуется переходом буржуазии к политической реакции по всем линиям, в том числе свертыванием демократии. Империалистическая буржуазия добивается расширения исполнительной власти за счет парламента, фактической передачи правительству законодательных полномочий, ведет наступление на демократические права и свободы, а в период общего кризиса капитализма в некоторых случаях полностью ликвидирует демократию в ряде государств, устанавливая фашистскую диктатуру или другие формы авторитарного режима. В то же время влияние мировой системы социализма, борьба трудящихся вынуждают монополистическую буржуазию идти на определенные уступки, делать шаги в сторону некоторого расширения демократических прав и институтов. Одновременно усиливается буржуазная пропаганда, стремящаяся замаскировать диктатуру монополистической буржуазии под «всеобщую демократию», под "государство всеобщего благоденствия". Широко рекламируя якобы демократический характер своей избирательной системы, монополистическая буржуазия, используя такие мощные средства, как капитал, печать, радио, кино, телевидение, навязывает избирателям своих кандидатов. Но в наиболее опасные для политического господства империалистической буржуазии моменты она сменяет буржуазную демократию на свою открытую диктатуру. Глубочайшим разоблачением буржуазной демократии служит установление в 1933 году фашистской диктатуры в буржуазно-демократической Германии.

В исторический период, когда буржуазия была в основнмо прогрессивным классом, установление демократии входило в задачи буржуазных революций, В конце 19 - начале 20 веков проблема борьбы за демократию была поставлена Лениным по-новому: даже в революции, носящей по содержанию буржуазно-демократический характер, роль авангарда и гегемона в борьбе за демократию должна принадлежать рабочему классу - только он может довести до конца буржуазно-демократической революцию и тем самым обеспечить необходимые предпосылки для социалистической революции. Ленинские идеи о значении демократических преобразований в борьбе за социализм получили дальнейшее развитие в современных условиях в документах международного коммунистического движения (в Заявлении Совещания представителей коммунистических и рабочих партий 1960 года, Программе КПСС 1961 года и других компартий). В современных условиях, когда монополистический капитал все явственнее обнаруживает свою антидемократическую сущность, связь между борьбой за демократию и борьбой за социализм становится еще более тесной. Основным содержанием общедемократической борьбы становится борьба против капиталистических монополий, при этом решающую роль в развитии современных массовых антимонополистических демократических движений играет создание системы классовых союзов, способность пролетариата и его партии сплотить различные социальные слои, страдающие от гнета монополий, на основе общих демократических требований. В современных условиях борьба за демократию, возглавляемая рабочим классом и его партиями, не может состоять только в защите существующих демократических свобод и институтов. Компартии капиталистических стран выдвигают лозунг объединения всех демократических, антимонополистических сил для борьбы против всевластия монополий - за возрождение, развитие и обновление демократии как этапа для перехода к социалистической революции и установления демократии нового типа - социалистической демократии. Борьба за демократию рассматривается как составная часть борьбы за социализм; их неразрывная связь объединяет и ту, и другую с борьбой против империализма и с борьбой за мир.

Борьба за демократию относится к числу наиболее актуальных проблем развития молодых национальных государств, освободившихся от колониальной зависимости. Компартии этих стран подчеркивают, что борьба за национальное освобождение и социальный прогресс не может быть доведена до конца без развертывания демократии, без демократизации всей общественной и государственной жизни. Они выступают за образование государства национальной демократии, открывающего перспективы некапиталистического пути развития.

Высшей формой демократии является социалистическая демократия. Уже парижские рабочие, сражавшиеся в дни июньского восстания 1848 года на баррикадах под лозунгом "Да здравствует демократическая и социальная республика", выразили по существу стремление к установлению новой, не буржуазной, а социалистической демократии. Это стремление получило научное выражение в "Манифесте коммунистической партии" Маркса и Энгельса, впервые связавших понятие демократии с социалистической революцией, уничтожением частной собственности и установлением диктатуры пролетариата: "...первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии" (Соч., 2 изд., т. 4, с. 446). Ленин, анализируя вслед за Марксом ("Гражданская война во Франции") уроки Парижской Коммуны 1871 года, увидел в ее политических установлениях прообраз новой социалистической демократии и конкретнее - прообраз одной из ее форм - власти Советов (см. "Государство и революция"). Социалистическая демократия, рождавшаяся в ожесточенной классовой борьбе, не прикрывалась, подобно буржуазной демократии, лицемерным лозунгом «демократия для всех», а открыто провозгласила, что эта демократия переходного периода явится одновременно диктатурой пролетариата. "Демократия для гигантского большинства народа и подавление силой, т. е. исключение из демократии, эксплуататоров, угнетателей народа, - вот каково видоизменение демократии при переходе от капитализма к коммунизму" (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 434). Ленин показал, таким образом, что коренное отличие социалистической демократии уже при самом ее возникновении состоит в том, что она представляет собой демократию для подавляющего большинства, что она вовлекает в управление государством самые широкие массы трудящихся.

Социалистическая демократия существует в форме республики Советов и в форме народной демократии. Действующие конституции социалистических государств (см. Конституция СССР, Конституции зарубежных социалистических государств) закрепляют законодательно основные демократические принципы: суверенитет народа; всеобщее избирательное право; провозглашают основные демократические свободы: слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, совести, неприкосновенность личности; права граждан: на труд, на образование, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни или потери трудоспособности и др. Таким образом, социалистическая демократия включает в себя не только "старые", традиционные политические свободы (получающие принципиально новое содержание), но и мн. совершенно новые - социальные - права. Социалистическая демократия впервые обеспечивает свободу от эксплуатации. Демократия представляет объективное требование социалистическоего строя, ибо общественная собственность на средства производства предполагает общественное управление народным хозяйством, строительство социализма возможно лишь благодаря привлечению народных масс к управлению делами общества. Социалистическая демократия, в противоположность буржуазной, не только провозглашает права народа, но и гарантирует их реальное осуществление.

Социалистическая демократия с момента своего возникновения подвергается ожесточенным нападкам со стороны буржуазных и реформистских идеологов. Социалистическое государство изображается ими как антидемократическое, "тоталитарное", "диктаторское" (этими понятиями они объединяют как социалистические, так и глубоко скомпрометировавшие себя фашистские режимы); в качестве идеала "полной" и "ничем не ограниченной" демократии социалистическим государствам противопоставляется буржуазная демократия, "свободный мир" (или "западный мир"). Общественный и политический строй социалистических государств антикоммунистическая правосоциалистическая и реформистская печать противопоставляет некоему "либеральному", «демократическому» социализму (в действительности оказывающемуся лишь несколько приукрашенным капитализмом); "демократический социализм" стал официальной доктриной современных правых социалистов.

Социалистическая демократия - явление развивающееся. Ее механизм складывается по мере упрочения нового строя; не всегда ее развитие происходит "по прямой". Так, в СССР с победой социализма сложились социальные предпосылки для дальнейшего развития социалистической демократии. Это отразила Конституция 1936 года (отмена ограничений избирательные права по классовому принципу, введение всеобщих и равных выборов и т. д.). Однако в условиях культа личности Сталина развитие советской демократии тормозилось. В этот период имело место такое грубейшее нарушение демократии, как нарушение социалистической законности. Культ личности в корне противоречил социалистической демократии, он нанес ей огромный ущерб (хотя и не смог изменить глубоко демократическую сущности социалистического строя). Борьба по преодолению вредных последствий культа личности, развернувшаяся после XX съезда КПСС (1956), - это одновременно борьба за восстановление ленинских норм партийной и государственной жизни, за развитие социалистической демократии. С завершением перерастания государства диктатуры пролетариата в общенародное государство пролетарская демократия превратилась в общенародную демократию. Курс на дальнейшее широкое развитие социалистической демократии связан с вступлением СССР в период развернутого строительства коммунизма. Это нашло отражение в законодательных актах и партийных документах 50-60-х годов (прежде всего в новой Программе КПСС (1961)) и в практике государственного строительства (повышение роли и активизация деятельности Советов и общественных организаций, расширение прав союзных республик, изменение форм и методов руководства промышленностью, строительством и сельским хозяйством, расширение круга выборных должностных лиц, периодическое обновление состава представительных органов, последовательное осуществление права отзыва депутатов, всенародное обсуждение наиболее важных государственных законов и постановлений, организация широкого народного контроля и т. д). Всестороннее развертывание социалистической демократии является главным направлением развития социалистической государственности в период строительства коммунизма. В процессе дальнейшего развития социалистической демократии произойдет, указывает Программа КПСС, постепенное превращение органов государственной власти в органы общественного самоуправления. демократия как форма государства постепенно отмирает, уступая место демократии как форме неполитической организации общества. См. также Государство.

С. Ф. Кечекьян. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Литература:

Коммунисты и демократия (обмен мнениями), "ПМиС", 1963, NoNo 4-7; Дюкло Ж., Будущее демократии, пер. с франц., М., 1963; Черняев А.C., Причины и характер совр. демократич. движения в странах развитого капитализма, "ННИ", 1961, No 5; Павлов В. И., Редько И. Б., Гос-во нац. демократии и переход к некапиталистич. развитию, "НАиА", 1963, No 1; Демократия и коммунизм. Вопросы коммунистической теории демократии. Сб. ст., М., 1962. См. также лит. при ст. Государство.

Понятие: