Критически мыслящая личность
КРИТИЧЕСКИ МЫСЛЯЩАЯ ЛИЧНОСТЬ - понятие, предложенное немецким идеологом левогегельянства - Б. Бауэром в конце 30 - начале 40-х годов XIX века для обозначения субъекта социально-исторического развития, опирающегося на деятельность самосознающего духа. Используя мысль Гегеля, что если революционизировать царство идей, то действительность не устоит, Бауэр призывал к такому революционизированию, которое будет означать критику всех общественных институтов («теория становится теперь самой сильной формой практики»). Отрицание - «бог развития», поэтому отрицательную критику следует начать, по его мнению, с главного препятствия разуму и свободной мысли - с критики церкви и официальной религии. Это самая насущная задача «критических личностей». Именно такие личности, обладающие высокоразвитым индивидуальным самосознанием, по Бауэру, творят историю. Масса же, отягощенная социальной плотью, материальными заботами по поддержанию своего существования, инертна и пассивна. В результате «критическая личность» берет на себя функции носителя общественного идеала и борца за его осуществление. Эти идеи сильно повлияли на теоретическое самосознание лидеров русского народничества, став составной частью социальной философии многих из них, в особенности Лаврова и Михайловского. «Личность, действующая на общество на основании научного знания, необходимого и нравственного убеждения о справедливейшем, - утверждал Лавров, - есть источник истории. Столкновение личных деятельностей на тех же основаниях, различных для каждой личности, производит объективный процесс истории». Инертные безличности - вне истории, ее балласт. Под воздействием «потребностей развития» (у личностей) история движется вперед, и в этом смысле субъективное порождает объективное. По мнению Михайловского, «живая личность со всеми своими мыслями и чувствами становится деятелем истории на свой собственный страх. Она, а не какая-нибудь мистическая сила ставит цели в Истории и двигает к ним события сквозь строй препятствий, поставляемых ей стихийными силами природы и исторических условий». В истории человечества личности боролись за свой идеал - нравственный, политический, религиозный, научный. Без веры в идеал личность не в состоянии осуществить выбор между добром и злом, между прогрессом и реакцией. Наилучший общественный идеал — социалистический. Масса верит в обветшалые, анахроничные догмы и каноны, навязанные ей условиями беспросветного быта и усилиями реакционных кругов с их системой идеологических мифов, прежде всего религиозных. Она осознает необходимость перемен тогда, когда критика воспитает и образует в ней отрицательное отношение к существующему порядку вещей. При самодержавном деспотизме, считали идеологи народничества, критически мыслящие личности должны объединиться, выступив на общественном поприще в виде «коллективного организма». Цель их деятельности - социалистическое общество, средство - партия критически мыслящих личностей как партия революционного действия. Эта партия не для всех. Нужны преданные идее, «фанатические люди, рискующие всем и готовые пожертвовать всем», Лавров предвидел, что в условиях жесточайшей дисциплины и необходимости подпольной централизации возможны ренегатство, провокаторство и предательство, предупреждал против «гангрены перерождения», которая вовсе не обязательно начинается снизу. К партии могут примкнуть «неинтеллигентные честолюбцы». Поэтому партия должна быть бдительна против нравственной несостоятельности своих членов, обычно ведущей к политическому перерождению и предательству. Нельзя партию, считал он, «превращать в механизм для побуждений и целей одной личности». Таким образом, в концепции критически мыслящей личности философско-исторические представления были неотделимы от конкретной политической проблематики, перерастая в непосредственную программу действий (народовольчество).
В. А. Мапинин
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 305.
Литература:
Лавров П. Л. Исторические письма. Спб., 1870 (Философия и социология. М., 1965. Т. 2); Михайловский Н. К. Герои и толпа // Полн. собр. соч. Спб., 1911. Т. 16; Он же. Научные письма (К вопросу о героях и толпе) // Полн. собр. соч. Т. 6; Он же. Борьба за индивидуальность // Полн. собр. соч. Спб., 1912. Т. 2; Кареев Н. И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб., 1914; Мапинин В. А. Философия революционного народничества. М., 1972; Он же. История русского утопического социализма. М., 1991. Кн. 2.