Католическая периодика
КАТОЛИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА в России. Впервые идея издания католического журнала на русском языке возникла у русского иезуита о. Ивана (Ксаверия) Гагарина в 1866 году во Франции. Однако в то время этот проект не удалось осуществить. Первые католические периодические издания на русском языке появляются в России после опубликования в 1905 году Манифеста о веротерпимости. В 1908 году выходят в свет сразу два издания: "Церковно-общественная мысль" (ред. священник Николай Толстой) и "Вера и жизнь" (ред. о. А. Около-Кулак), последнее имело приложение — журнал "Духовная беседа" и просуществовало до конца 1912 года. С 1913 по 1918 годы при непосредственном участии русского католического духовенства восточного обряда (Иоанна Дейбнера и Леонида Федорова) выходил журнал "Слово Истины", имевший подзаголовок Орган идеи Владимира Соловьева о соединении церквей. В 1914 году в Петербурге иезуитом Яном Урбаном было осуществлено два выпуска альманаха «Католическое обозрение». В то же время в Москве параллельно с польским изданием выходил справочный листок на русском языке "Приход св. Петра и Павла в Москве" (1912—1916). Последнее католическое периодическое издание того времени на русском языке отмечено в 1918 году в Уфе — это "Христианин" (ред. В. И. Зекин-Компановский). В дореволюционной России выходила также католическая периодика на польском и немецком языках. С запрещением всех духовных изданий в Советской России прекратилась и издательско-просветительская деятельность католической церкви в стране. Своеобразный расцвет русской католической печати приходится на период с начала 20-х по конец 50-х годов в эмиграции. Он связан прежде всего с деятельностью "миссии восточного обряда" и образованием русских католических центров на путях исхода беженцев из коммунистической России. География этих изданий чрезвычайно широка — Европа и Малая Азия (Берлин, Брюссель, Варшава, Вена, Вильно, Стамбул, Лилль, Лион, Лувен, Мюнхен, Париж, Рим), Дальний Восток (Харбин), Северная и Южная Америка (Буэнос-Айрес, Лаэль (США), Монреаль, Нью-Йорк, Сан-Паулу), После второй мировой войны изменившиеся реалии миссионерской деятельности, а также определенная эволюция церковных взглядов определили более широкую экуменическую направленность русских католических изданий, лишив их некоторой идеологической напряженности, свойственной пропаганде "восточного обряда" 20—30-х годов. Это прежде всего относится к разнообразным периодическим изданиям брюссельского центра "Жизнь с Богом" и к более позднему изданию — журналу "Символ" (Славянская библиотека в Медоне (Париж), Centre d'Etudes Russes Saint-Georges). Миланский католический центр "Russia Cristiana" с 1992 по 1997 годы публиковал на русском и итальянском языках международное обозрение культуры и религии "Новая Европа" ("La Nu ova Europa"), пришедшее на смену прежним итальянским периодическим изданиям "Russia Cristiana" т "L'Altra Europa". Всего с начала века в России и эмиграции вышло в свет около 50 наименований католических периодических изданий на русском языке. Конец 1990 — начало 1991 годов отмечены появлением нового поколения русской католической печати в России и СССР. В Москве стал выходить информационный бюллетень "С Богом" и католический журнал "Истина и жизнь" (бывший вначале изданием Апостольской администратуры, а ныне ставший открытым христианским журналом внеконфесиональной ориентации).
В 1990 году появилось и издание новосибирских католиков "Вифлеемская звезда". С июля 1993 года издательство Колледжа католической теологии в Москве два раза в год публикует книжки богословского журнала "Theologia", а с сентября 1994 года выходит еженедельная газета "Свет Евангелия". Католическая семинария "Мария, Царица Апостолов" (С.-Петербург) имеет свой печатный орган — журнал "Призвание". Московское изд-во францисканцев выпускает два периодических издания — "Твой благовестник" и детский журнал "Маленький рыцарь". Католические средства массовой информации в России представляет информационное агентство "Благовест-инфо", еженедельно выпускающее бюллетень под одноименным названием в печатном и электронном виде. Бюллетень содержит разнообразную информацию по всем аспектам религиозной жизни в России и за рубежом и не имеет аналогов в современной российской практике. Сегодня [на 1999 год] католические периодические издания на русском языке выходят помимо Москвы в различных городах России: "Молодежный вестник" (Приход Божией Матери Лурдской в СПб), "Angelus: Пермский католический вестник", "Каганинградский вестник", "Сибирская католическая газета" (Новосибирск), "Заря Влади-востока", "Католический посланец" (Красноярск), "Вестник милосердия" (Красноярск), "Наш путь" (Тюмень), "Вифания" (Иркутск).
А. В. Юдин
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 164-166.