Католицизм в России
КАТОЛИЦИЗМ В РОССИИ получил распространение с 9—11 веков. К началу 20 века католического население Российской империи насчитывало свыше 10,5 млн чел. В России действовало в общей сложности более 5 тысяч католических храмов и часовен, в которых служило 4,3 тысяч священников. В церковно-административном отношении они были разделены на 12 диоцезий (епархий), 7 из которых охватывали территорию Царства Польского — архиепископство Варшавское, епископства Келецкое, Вроцлавское, Люблинское, Сандомирское, Плоцкое, Августовское. Римско-католический епископат в России назначался непосредственно российским, пр-вом, после чего утверждался в должности Ватиканом. Распоряжения Римской Курии относительно церковной жизни католиков России обретали юридическую силу лишь после их утверждения Министерством внутренних дел. Католическое духовенство в России помимо платы прихожан за выполнение церковных треб получало содержание из казны. На территории собственно России (приблизительно в ее нынешних границах) в 1914 году проживало свыше 0,5 млн католиков и действовало около 150 католических храмов, которые обслуживали около 700 священников. Действовали 2 духовные семинарии (в Санкт-Петербурге и Саратове), духовная академия в Санкт-Петербурге. Существовали частные католические школы: в Санкт-Петербурге — 72, в Москве — 28. В Москве действовали также 3 католических госпиталя.
После Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны территории с преобладанием католического населения либо обрели государственную самостоятельность (Польша, страны Балтии), либо вошли в состав других государств (Западная Белоруссия, Западная Украина). Тем не менее российская католическая община все еще оставалась довольно много-численной: в СССР (в границах 1922 года) проживало более 1,5 млн католиков. Отношения между Ватиканом и СССР складывались непросто. Свержение царизма в феврале 1917 года и особенно обнародование декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (23 января 1918 года) породили у Святого Престола надежду на возможность активизации католической церкви на территории бывшей Российской империи. Однако католическая церковь разделила участь всех церквей, действовавших на территории СССР.
На рубеже 1989—1990 годов на территории Советского Союза имелись два руководящих католических центра — в Литве и Латвии. Епископат Литвы распространял свою власть только на Литву (здесь действовало 630 приходов), а ординариат архиепископства Риги наряду с заботой о католической церкви в Латвии занимался также обслуживанием католической диаспоры во всех других республиках (179 приходов). Что касается России, то в этот период на ее территории действовало лишь 12 католических приходов: в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Прокопьевске, Кемерове, Омске, Томске, Саратове, Челябинске, Орске и Оренбурге, причем 3 последние общины обслуживались из Кустаная (Казахстан). В настоящее время, даже несмотря на сталинские репрессии и эмиграцию (например, немцев), количество людей, традиционно исповедующих католицизм (а его приверженцы, в России, как правило, являются представителями нерусских народов), оценивается различными изданиями приблизительно в 1 млн 300 тысяч человек. Для многих из них, уже забывших свой язык и обычаи и даже принявших в силу разных обстоятельств русские имена и фамилии, Римско-католическая церковь и ее духовность стали единственным связующим звеном с этническим и культурным наследием предков. Сложившаяся в советский период ситуация поставила католическую церковь перед необходимостью создания дееспособной структуры для более эффективной работы по Духовному окормлению католиков в стране. В 1990—1991 годы Ватикан приступил к реформированию Римско-католической церкви, действовавшей на территории тогдашнего Советского Союза, и в частности в России. Папа Иоанн Павел II возвел епископа Тадеуша Кондрусевича, апостольского администратора Минска, в сан архиепископа и назначил его Апостольским администратором для католиков латинского обряда европейской части России с резиденцией в Москве; священник Иозеф Верт, настоятель прихода в городе Марксе (Саратовская область), был возведен в сан епископа и назначен апостольским администратором католиков азиатской части России с резиденцией в Новосибирске (см. Апостольские администратуры). В декабре 1990 года в Москве было учреждено католическое информационное агентство "Истина и жизнь". С этого же момента начинает выходить и одноименный ежемесячный журнал на русском языке. В журнале имелись постоянные рубрики: "Москва католическая", "Католичество и Россия", "Русские католики" и др. (см. Католическая периодика в России). В последнее время журнал приобрел характер экуменического издания.
В начале 90-х годов в Москве был учрежден католический клуб "Духовный диалог", члены которого рекрутируются прежде всего из московской интеллигенции и студенческой молодежи. На заседаниях клуба часто присутствуют миссионеры из Италии, Польши, Франции и других стран. Активисты клуба поощряются поездками-паломничествами в Ченстохов, Лурд, Фатиму. В ноябре 1991 года в Москве начались занятия во вновь открытом Колледже католической теологии имени святого Фомы Аквинского. По замыслу руководителей колледжа, слушатели должны приобрести в нем богословское образование, которое они смогут использовать при преподавании Закона Божьего в учебных заведениях, в процессе катехизации. В сентябре 1993 года в Москве начались занятия в католической духовной семинарии "Мария, Царица Апостолов", в это же время открылась духовная семинария в Новосибирске. Преподаватели для католических учебных заведений России готовятся также в высших духовных учебных заведениях Рима. Каждый год там выделяется одно место для студента из России. Прибывают в нашу страну из Рима и выпускники Папского коллегиума "Руссикум", действующего под началом ордена иезуитов (см. также Католические учебные заведения в России). С 1991 года в РФ действует организация Каритас, развернувшая активную благотворительную деятельность: распределение гуманитарной помощи, попечительство над престарелыми, больными, сиротами. Отделения "Каритас" имеются в Санкт-Петербурге, Саратове, Краснодаре, Калининграде и во многих других городах.
Ф. Г. Овсиенко
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 162-164.