Брак (СИЭ, 1962)
БРАК - общественный институт, посредством которого регулируются отношения между полами и их отношение к потомству; отсюда связь брака с семьей (см. Семья), объединяющей родителей и детей. Возникая на определенном этапе истории человечества, брак претерпевает ряд изменений на основе развития производства и общества, а также в связи с развитием надстроечных форм - нравственности, права, религии.
В начальный период истории, в эпоху первобытного стада, брак отсутствовал. Господствовали отношения так называемого промискуитета, при которых каждая женщина данного стада принадлежала всем мужчинам, а каждый мужчина - всем женщинам. На грани раннего и позднего палеолита, с развитием первой прочной формы социальной организации - материнского рода, возникают первые попытки упорядочить отношения между полами. Появляются экзогамия и групповой брак, при котором все мужчины одной группы имели право на супружеские отношения со всеми женщинами другой группы. Более сложная форма группового брака - система брачных классов - еще в 19 веке сохранялась у коренного населения Австралии. Эпизодическое сожительство отдельными парами, имевшее место в рамках группового брака, с развитием материнско-родового строя привело к возникновению парного брака, объединявшего уже только одну супружескую пару. Супруги продолжали жить каждый в своей родовой группе (дислокальное поселение); позднее муж стал переходить на жительство в род жены (матрилокальное поселение), но их личное имущество оставалось раздельным, а дети принадлежали только к роду матери. Брак был очень непрочным и легко расторжимым; наряду с ним широко сохранялись пережитки группового брака (сорорат, полиандрия). Особенностью как группового, так и парного Б. было равноправие супругов. В развитом неолите и особенно с началом эпохи производства металлов возросшие производительные силы подняли хозяйственную роль мужчины и создали известные возможности для самостоятельной экономической деятельности внутриродовых семейных коллективов. Произошел переход от материнского к отцовскому родовому строю, возникла патриархальная семья, а с нею моногамный (единобрачный) брак, призванный прочно соединить супругов между собой и с их потомством и тем самым обеспечить целостность семьи, впервые ставшей экономической ячейкой общества. Жена перешла на жительство в семью мужа (патрилокальное поселение) и вместе с детьми подпала под его власть. Получили широкое распространение покупка и умыкание невест, левират, обменный и ортокузенный брак. Брак покупкой вместе с возникающим в эту эпоху патриархальным рабством утвердил многоженство, которое, однако, будучи доступным лишь богатым людям, осталось сравнительно малораспространенной, побочной формой брака. Свое дальнейшее законченное выражение моногамный брак нашел в индивидуальной семье, которая, возникнув в процессе распада первобытнообщинного строя и воплотив в себе начала развившейся частной собственности, дала неограниченный простор закрепощению женщины собственником-мужчиной.
В антагонистических классовых формациях моногамный брак, оставаясь имущественной сделкой, отдающей женщину под власть ее мужа, приобретает ряд специфичных для данной формации социально-правовых черт. Так, в рабовладельческом обществе брак признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались как простое сожительство. В раннем европейском средневековье был установлен обязательный для всех церковный брак; однако крепостные могли вступать в него лишь с согласия феодала и практически по его выбору. В капиталистическом обществе, в его буржуазной среде, брак, как правило, строится на материальном расчете, среди трудящихся брак основан на личных склонностях и трудом содружестве, хотя безработица и нищета зачастую препятствуют сложению в их среде нормальной семьи.
В социалистическом обществе экономическое и политическое равноправие женщин создало условия для фактического равноправия брачущихся, закрепленного брачно-семейным законодательством СССР и других социалистических стран. Социалистическое общество борется с остатками буржуазной морали, а также с отдельными пережитками патриархально-родового быта: многоженством, покупным браком (калым), умыканием невест и т. д. Впервые в истории брак становится здесь подлинным единобрачием, на основе которого строится здоровая, прочная семья.
Вопрос о происхождении и развитии брака имеет большое идейное значение. Реакционная буржуазная социология, отстаивая изначальное существование частной собственности, не оставляет попыток доказать извечность моногамного брака и патриархальной или даже индивидуальной семьи. Несостоятельность этих взглядов была раскрыта уже Л. Г. Морганом и в особенности Ф. Энгельсом, который, опираясь на "Конспект книги Льюиса Г. Моргана "Древнее общество"" К. Маркса и общую концепцию исторического материализма, показал развитие моногамии из группового и парного брака. Положения К. Маркса и Ф. Энгельса нашли дальнейшую разработку в трудах В. И. Ленина, раскрывшего классовую сущность брака в капиталистическом обществе и перспективы его развития при коммунизме. (Обзор историографии брака см. в ст. Семья).
А. И. Першиц. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.
Литература:
Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, с. 130-38; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33, с. 209-10; его же, Инессе Арманд (письмо), там же, т. 35, с. 139-41; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., Л., 1935; Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, 2, изд., М., 1957.