Структурализм в социологии

СТРУКТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ - применение структурного анализа к социологическим явлениям, главным образом к явлениям культуры. Наибольшее распространение получил в работах французских структуралистов (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида, Ю. Кристева и др.). Они исследуют различные социокультурные феномены (этнографические, психологические, эстетические, правовые) как целостные структуры, элементы которых связаны друг с другом в соответствии с правилами семиотики: социальные структуры рассматриваются как совокупность знаковых систем. Ведущими принципами структурного анализа социальных явлений служат законы структурной лингвистики — науки, в которой впервые (в 20-х годах 20 века) структурализм был разработан как метод. Поэтому важнейшей из знаковых систем, согласно структурализму, является язык. Так, например, Барт в 1950-х годах вводит понятие «письмо», прослеживая его роль как исходной «клетки», отправной точки функционирования таких социальных явлений, как произведения художественной, публицистической и научной литературе («язык»).

Язык рассматривается структуралистами как основная сфера проявления социальности, как показатель коллективного воображения, восприятия, сознания, эстетических установок, бытового поведения. Вводятся понятия «язык» визуальных образов, мифов, знаков, материального производства. Язык как обмен информацией является самым ранним и основополагающим фактором становления общества, включая природный союз чел. существ в символический мир культуры (Леви-Стросс). «Дискурсия» (буквально: речь) — это вся совокупность социального сознания и поведения в каждую данную эпоху (Фуко). Язык — антагонист индивидуальному «стилю» конкретных авторов, антагонист всему природному, содержащемуся в сознании, психике, воображении индивида. Этот антагонизм порождает необходимость возникновения разнообразных «непрозрачных» знаковых систем-посредников (Барт). Психические механизмы — это также особого рода язык, и рассмотрение их под этим углом зрения позволяет включить в сферу рационального социологического анализа те области, которые ранее постигались чисто эмпирически или умозрительно (Лакан). Положительной стороной структурализма является стремление научно, объективно объяснить взаимосвязи и взаимодействия социально-культурных образований как знаковых систем, вскрыть некоторые независимые от человеческого сознания и человеческой воли механизмы социального действия. Однако сведение многообразия мира к формализованным знаковым системам свидетельствует об ограниченности структурализма как социологического метода.

С.М. Митина

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 507.

Литература:

Грецкий М.Н. Французский структурализм. М., 1971; Автономова Н.С. Филос. проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977; Фуко М. Слова и вещи. М., 1977; Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983; Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Зап. теор. соц-я. СПб., 1996; История теор. соц-и: В 4 т. Т. 3. М„ 1998; Т. 4. СПб., 2000; Structuralism and Science from Levi-Strauss to Derrida. Oxford, 1982.