Иудаизм в России

ИУДАИЗМ В РОССИИ. Первые достоверные сведения об иудейских общинах в греческих городах-колониях на северных берегах Черного моря датируются 1 веком н. э. Есть основания полагать, что членами этих общин, наряду с этническими евреями, были и перешедшие в иудаизм местные жители. Во время великого переселения народов, двигавшихся в 3—5 веках через Восточную Европу, иудаизм также нашел своих последователей среди пришельцев. В 8 веке иудаизм становится государственной религией обширного и могущественного Хазарского каганата, территория которого охватывала земли между Волгой и Днепром, Северный Кавказ и значительную часть Крыма, т. е. регионы, где имелось многочисленное славянское население. После принятия христианства на Руси продолжали существовать иудейские общины как в Киеве, так и в других местах, о чем сохранились свидетельства в русских летописных и в еврейских средневековых источниках. Доказано существование в домонгольской Руси прямых переводов с древнееврейского на древнерусский язык различных текстов религиозного содержания, по всей вероятности для нужд местных славяноязычных общин. Возможно, что с такой древней традицией связано возникновение в конце 15 века в Новгороде, а затем — в Москве ереси "жидовствующих", отрицавших божественность Иисуса, почитание икон и праздновавших суббот) и другие иудейские праздники. После подавления этого движения некрещеным евреям въезд в Московское царство был запрещен.

На землях бывшей Киевской Руси (Украины, Белоруссии и частично России), вошедших в состав Польско-Литовского государства, иудейские общины продолжали первое время оставаться славяноязычными. Однако в конце 15 — 16 веках они были ассимилированы переселившимися из Германии евреями-ашкеназами (ашкеназ — наименование Германии в средневековой еврейской литре), а принесенный ими язык идиш (еврейско-немецкий) стал общеупотребительным от Страсбурга до Смоленска среди еврейских общин Европы.

В 16 веке Польско-Литовское государство становится средоточием иудейской религиозной учености. Высокий уровень еврейской духовности объясняет исключительно малое число вероотступников, хотя каждый иудей, перешедший в католичество получал по законам страны дворянское звание (шляхетство). Тогда же сложилось еврейское общинное самоуправление. Всеми делами общины управлял совет — кагал. Руководящую роль в кагалах играли раввины и даяны (судьи религиозного суда). Особое внимание уделялось религ. воспитанию юношества. Обычно раввин был и главой местной высшей талмудической школы, одновременно он являлся попечителем и начальной религиозной школы — хедера. Благодаря такой системе все мужское еврейское население и мн. из женщин (для них обучение считалось необязательным) были достаточно образованны, в религиозном, конечно, смысле, в той или иной степени знали древнееврейский или арамейский языки.

К началу 18 века положение еврейского населения резко улучшается, в частности, в результате общего кризиса Польского государства, восстания под водительством Богдана Хмельницкого, многолетних войн Польши с Россией, Швецией и Турцией. Кроме того, усиливается предубеждение католического духовенства против иудаизма; в отношении евреев выдвигаются обвинения в совершении ритуальных убийств. В самих иудейских общинах возникают новые течения, в тот числе и хасидизм.

В конце 18 века Польское королевство прекращает свое существование, а его восточные владения, в основном бывшие земли Киевской Руси с многочисленным еврейским населением, включаются в состав Российской империи. До этого, даже после петровских реформ, правительство, сохраняя традицию Московского периода, старалось не допускать распространения иудаизма на территории государства. Правда, все запреты соблюдались не слишком строго. Кроме того, следует отметить, что крещеные евреи (выкресты) иногда занимали высокие посты, среди них можно указать на сподвижников Петра — барона Шафирова П. и графа Дивиера. После раздела Польши ситуация меняется, и Екатерина в своем манифесте обещала, что "еврейские общества, жительствующие в присоединенных к Империи Российской городах и землях, будут оставлены в тех свободах, коими они ныне в рассуждении закона и имуществ своих пользуются...". Переход в российское подданство резко изменил правовой статус членов еврейских общин. В Польском королевстве они находились в положении лично покровительствуемых королем или отдельными магнатами. В Российской империи они становятся гражданами гос-ва, хотя и с большими ограничениями в правах. В частности, лицам иудейского вероисповедания не разрешалось поселение во внутренних губерниях империи, но позволялось "водворение" на всей территории Украины и недавно присоединенной Новороссии. Тем самым с 1795 года законодательно оформляется пресловутая "черта оседлости евреев", точнее "лиц иудейского вероисповедания", поскольку на выкрестов эти ограничения не распространялись. После включения в состав империи части собственно польских земель в начале 19 века в границах тогдашней России проживало около 2 млн евреев, а иудаизм стал одним из самых распространенных вероисповеданий в государстве

В либеральное царствование Александра I был учрежден Комитет по благоустройству евреев. В Петербург были приглашены представители кагалов. Хотя и без формального разрешения в 1802 году возникает Санкт-Петербургская иудейская религиозная община. Согласно акту 1804 года, в черту оседлости включаются Астраханская и Кавказская губерний дозволяется, правда, по особым разрешениям, посещать внутренние губернии еврейским промышленникам, купцам, художникам и ремесленникам. На евреев не распространялось крепостное право, разрешалось принимать детей евреев «во все училища, гимназии и университеты». Специальным указом кагалам запрещались наказания религиозного характера, преследования сектантов, в частности хасидов.

В царствование Николая I давление правительства на еврейское население усиливается. В 1827 году на евреев была распространена рекрутская повинность, причем в повышенной норме. Призывали в "кантонисты" детей и подростков с 12 лет, которых зачастую насильно заставляли креститься. За отличную службу некрестившийся еврей-солдат мог быть награжден, но не имел права иметь звание выше фельдфебеля. Вместе с Тем отслужившие 25-летнюю службу "николаевские" солдаты получали право повсеместного проживания. В 1844 году кагалы "как оплот религиозного фанатизма" упраздняются и в том же году в Вильно и Житомире учреждаются два раввинских училища для воспитания будущих духовных наставников в угодном для правительства духе. В конце царствования Николая I правительство было сильно обеспокоено распространением среди крестьян исконно русских губерниях — Саратовской, Московской, Тамбовской, Воронежской и других — "еретических" сект "жидовствующих", или субботников, отвергавших христианский культ. Хотя было доказано отсутствие какой-либо миссионерской деятельности со стороны евреев, это безусловно способствовало введению новых ограничении для лиц иудейского вероисповедания. После отмены крепостного права и либеральных реформ Александра II был отменен институт "кантонистов" и евреи были уравнены с другими гражданами в отношении воинской повинности. Постепенно "право жительства" вне черты оседлости было предоставлено богатым купцам и промышленникам, лицам с высшим образованием, ремесленникам, провизорам и фельдшерам. Это способствовало появлению новых общин как в коренной России, так и в Сибири. С развитием революционного движения в России в конце 19 — начале 20 века усиливается тенденция правового ограничения в отношении евреев. По городам и местечкам юга страны прокатываются волны еврейских погромов, вводятся строгие процентные нормы для еврейских учащихся в учебных заведениях. Такое положение приводит, с одной стороны, к массовой эмиграции евреев в Америку и Европу, а с другой — к уходу радикально настроенной молодежи в различные русские революционные партии или в националистическое сионистское движение. Влияние религии начинает ослабевать, хотя в начале 20 века большинство из более чем 5-миллионного еврейского на-селения империи все еще про-живало в городках и местечках черты оседлости, придерживаясь освященных веками традиций. Согласно переписи 1897 года, подавляющее большинство евреев указало в качестве родного языка — идиш и только 67 тысяч — русский. Среди "лиц иудейского вероисповедания" числились сравнительно небольшие этнографические группы грузинских, горских, бухарских евреев и крымчаков. Около 4000 приверженцев неталмудического иудаизма — "караимов" никаким правовым ограничениям в Российской империи не подвергались. Однако переход в караимство других евреев запрещался.

После ликвидации кагальной системы продолжали существовать автономные еврейские религиозные общества, без четкого юридического статуса. Раввины сначала избирались еврейскими об-вами. а после издания специального закона 1901 года — уполномоченными прихожанами молитвенных домов. Избранные утверждались начальством губернии. Наряду с утвержденным "казенным" раввином существовал неформальный "духовный" раввин, уважаемый всеми за высокую ученость. В масштабах империи существовал высший официальный орган для решения вопросов по религиозно-духовным делам евреев — Раввинская комиссия, выполнявшая, в частности, консультативные функции при Министерстве внутренних дел.

В начале 20 века ведущими центрами религиозной иудейской жизни становятся (наряду с прежними в Одессе, Варшаве, Вильно) Санкт-Петербург и Москва, где сооружаются монументальные синагоги. В последние годы существования империи, особенно после революции 1905 года, резко усиливается антиеврейская идеологическая кампания, нашедшая свое концентрированное выражение в так называемом "деле Бейлиса". Скромного киевского мещанина Менделя Бейлиса в 1911 году обвинили в совершении ритуального убийства христианского мальчика. Этот процесс вызвал широкий отклик среди передовой российской общественности ввиду его сфабрикованности.

Несмотря на попытки властей осудить Бейлиса, решением присяжных он был оправдан. Тем не менее антиеврейское "черносотенное" движение продолжало свою активную деятельность, идейно опираясь на сфабрикованные в недрах тайной полиции так называемые "Протоколы сионских мудрецов", якобы свидетельствующие о тайном заговоре еврейских вождей, намеревавшихся захватить власть над всем миром.

В ходе первой мировой войны под напором массы беженцев из фронтовой полосы правительство было вынуждено фактически разрешить проживание евреев повсеместно. Однако после 1917 года положение масс еврейского населения резко меняется. Уже Временное правительство отменяет все правовые ограничения для лиц иудейского вероисповедания. Но только после гражданской войны, в ходе которой евреи очень пострадали от погромов, устраиваемых антисоветскими армиями, предоставленное им равноправие было реализовано на практике. В ходе индустриализации страны началось переселение еврейской молодежи из местечек черты оседлости в крупные города России. Украины и Белоруссии. Предпринимаются попытки создать территориальные автономные единицы с компактно проживающим там еврейским населением, в частности Биробиджан на Дальнем Востоке. Вместе с тем официальная атеистическая идеология гос-ва была направлена против всех конфессий, в том числе и иудаизма. Причем кампания против иудаизма проводилась коммунистами — членами еврейских секций ВКП(б). По их настоянию древнееврейский язык был объявлен языком клерикальной реакции, закрывались синагоги, преследовались раввины. В 1927 году был арестован, приговорен к смертной казни, замененной 10 годами соловецких лагерей, а затем ссылкой в Кострому, глава хасидского движения "ХАБАД" Иосиф Ицхак Шнеерсон. В 1928 году он был выслан за пределы СССР.

В ходе второй мировой войны около 2 млн евреев, не сумевших эвакуироваться во внутренние районы СССР, были уничтожены немецкими оккупантами. Советскими властями в это же время было допущено некоторое послабление в отношении религии, что коснулось также и иудаизма Но вскоре после окончания войны последовало усиление антисемитской кампании, были уничтожены деятели идишистской культуры, организовано "дело врачей". После смерти Сталина, в период хрущевской "оттепели" иудейская культурно-религиозной жизнь не была восстановлена в полной мере. Синагоги стали исключительно культовыми учреждениями, их деятельность, как и храмов других конфессий, строго контролировалась органами госбезопасности. В период развернутой в 1960—1961 годы антирелигиозные кампании были закрыты синагоги во многих городах, а также ешибот (религиозное училище) в Москве. Большинство раввинов было вынуждено эмигрировать. Это привело к почти полной потере кадров служителей иудейского культа — шойхетов (резников скота), соферов (переписчиков Торы), шамашев (религиозных служек), поскольку их обучение было запрещено. После арабо-израильской войны 1967 года у значительной части еврейского населения возродился интерес к религиозно-национальной традиции предков. Активный интерес к иудаизму проявился у полностью ассимилированных в русскую культуру молодых высокообразованных людей. Однако "перестройка" и последовавшая за ней массовая эмиграция привела к заметному снижению интеллектуального уровня активистов религ. возрождения.

В настоящее время на территории бывшего СССР идет становление организационных структур, необходимых для нормального существования и развития иудейских религиозных общин. Центром еврейской религиозной жизни в России сегодня является Москва. Там размешается раввинский суд, имеющий право решать вопросы, касающиеся соблюдения иудейских религиозных законов, организационный отдел Совета еврейских общин СНГ, конференция раввинов СНГ, различные учебные заведения по подготовке кадров для нужд иудейских религиозных общин, Еврейский университет и еврейские школы, выходят еврейские периодические издания. Там же организован Российский еврейский конгресс и находится ВААД России, стремящийся объединить и представлять всееврейские организации и движения страны. Вторым по значению центром иудаизма в России является Санкт-Петербург, где также имеется Хоральная синагога, религ. училище, Еврейский университет, школы и еврейская пресса. Синагоги функционируют в десятках городов России. Можно отметить также развитие иудейской религиозной жизни на Украине, в Белоруссии, Молдове, Грузии и Узбекистане.

По весьма приблизительным подсчетам, численность людей, тяготеющих к иудейской религ. традиции, оценивается в 3 млн человек. В основном это жители крупных городов, занятые преимущественно умственным трудом. Данные различных социологических опросов свидетельствуют о весьма распространенном феномене "русско-российского" самосознания евреев России, иногда даже более сильно выраженном, чем у этнических русских, и об отсутствии у них четкой конфессиональной идентификации. Следует отметить и существование специфического российского явления — различных сект "жидовствующих", или субботников.

В. Л. Вихнович

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 139-145.

Понятие: