Противоположность в арабо-мусульманской философии

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Различаются два типа противоположности, нак̣ӣд̣ и д̣идд. Первая – противоположность между вещью и ее отсутствием, т.е. абсолютным отрицанием типа «не-А», неважно, понимается ли вещь в субстанциальном ключе или как действие. Такое отрицание выражается частицами ‘адам (для отглагольных существительных – масдаров) и ла̄- (для имен и, реже, для масдаров). Вторая – противоположность между двумя существующими вещами, выраженными каждая самостоятельным термином, которые не являются вербальным отрицанием друг друга и имеют разные корни. Таким образом, вещь «А» имеет две противоположности – «не-А» и «Б», причем «Б» и «не-А» не включают друг друга, хотя «Б» предполагает «не-А». Это выражается в терминах указания на смысл как «сопутствие» (илтиза̄м) или «влечение» (истилза̄м) смысла «не-А» смыслом «Б», но не «включение» (тад̣аммун) второго в первое. Такое понимание противоположности имеет прямое отношение к особенностям трактовки закона исключенного третьего в арабо-мусульманской мысли. Устойчивым мотивом философии и теоретической мысли в целом в классический период было образование пар понятий по типу «А» и «Б», а не «А» и «не-А», или троек «А», «Б» и «не-А», причем в последнем случае оговаривалась смысловая разница между двумя противоположностями, «Б» и «не-А». Пара противоположностей, как нак̣ӣд̣, так и д̣идд, характеризуется взаимным отрицанием (тана̄фин). Характер этого отрицания служил предметом дискуссии: одни считали, что для первых это отрицание «самостное», а для вторых – «по сопутствию», т.е. благодаря тому, что противоположность-д̣идд влечет противоположность-нак̣ӣд, тогда как сами противоположности-д̣идд не отрицают друг друга; другие утверждали, что и противоположности-д̣идд отрицают друг друга самостно. В любом случае признавалось, что противоположности не могут «собраться» (иджтима̄‘) вместе, поскольку уничтожают друг друга. Если этого не происходит, напр., в смешении первоэлементов, наличествует что-то третье, что охраняет одну противоположность от действия другой.

В наиболее общем виде отношение между противоположностями именуется «противолежанием» (так̣а̄бул). Различают несколько видов противолежания противоположностей: «истинное» (х̣ак̣ӣк̣ийй, напр., вечность и возникновение) и «применительное» (и‘тиба̄рийй, напр., жизнь и смерть, противоположные применительно к одному субъекту в одно и то же время, но не иначе); «свойства и лишенности» (например, зрячесть и слепота); «сопряженного» (например, отцовство и сыновство) и др. Если противолежат противоположности-д̣идд, такое противолежание именуется также тад̣а̄дд, а если противоположности-нак̣ӣд̣ – тана̄к̣уд̣. Противолежать могут не только противоположности, но и изоморфные структуры, в таком случае противолежание является также «уравновешенностью» (тава̄зун). В поэтике противолежание противоположностей в одном бейте (стихе) именуется также «совпадением» (мут̣а̄бак̣а, т̣иба̄к̣).

А.В. Смирнов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 377.