Неоплатонизм (Фролов, 1991)

НЕОПЛАТОНИЗМ — завершающий этап развития античного платонизма, обобщение и итог более чем тысячелетнего развития античной философии. Основоположником Н. считается Аммоний Саккас (умер около 242), не оставивший письменных трудов; ему приписываются те идеи, которые легли в основу Н.: требование согласования платонизма с аристотелизмом, критика стоического учения о телесности души, учение о единстве духовного начала, к-рое делится, только нисходя в смертные тела, не убывая в то же время от этого деления. В историческом развитии Н. выделяют следующие этапы и школы: первый (3 в.) — римская школа, создавшая спекулятивно-теоретическую систему Н. Основатель — Плотин. Во взглядах его ученика Амелия прослеживается тенденция увеличения числа посредствующих ступеней сущего между богом и телесными объектами. Др. ученик Плотина, Порфирий,— автор получивших большой исторический резонанс произв. «Введение» к «Категориям» Аристотеля и комментария к ним (переведены на лат., сирийский, араб, и армянский языки), в которых поставлен вопрос о природе общих понятий, что явилось источником средневекового спора об универсалиях. Второй (4 в.) — малоазиатский Н., который, не отказываясь от спекулятивных теорий, ставил гл. задачей практическую мистику. Представлен двумя школами: сирийской (Ямвлих, Феодор Асинский, Сопатр Апамейский, Дексипп) и пергамской (Эдемий Каппадокийский, Юлиан, Салмостий). Третий (5—6 вв.) — систематизаторско-комментаторский Н.; представлен афинской и александрийской школами. В афинской школе (Плутарх Афинский, Сириан, Прокл, Дамаскин, Симпликий) преобладали теоретические интересы. В 529 г. император Юстиниан запретил преподавание Н. и закрыл афинскую школу. Александрийская школа (Гипатия, Асклепиодот, Аммоний, Иоанн Филофон, Олимпио- дор) ориентировалась больше на Аристотеля, чем на Платона. Она частично утеряла специфически языческий и приобрела скорее «нейтральный» философский характер; на почве исследований в области логики и науки происходило взаимовлияние неоплатонических и христианских идей. Латинский Н. (4—6 вв.) характеризуется некоторым уменьшением интереса к спекулятивной стороне и возросшим вниманием к сохранению и передаче культурных достижений. Своими переводами греческих сочинений на латынь и комментариями латинские неоплатоники (Халкидий, Марий Викторин, Макробий, Марциан Капелла, Боэций) прокладывали античной философии путь в средние века. Н. оказал огромное воздействие на средневековую философию. Традиции Н. прослеживаются в восточной патристике, сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита и его комментаторов — Иоанна Скифопольского и Максима Исповедника. В 11 в. Михаил Пселл возобновил преподавание Н. в Константинополе. Христианский Н. в западноевропейской философии имел своим источником соч. Августина, Боэция и других латинских неоплатоников, а с 9 в.— Эриугены, который перевел на латинский язык Ареопагитики и развивал неоплатонические идеи в трактате «О разделении природы». Влияние Н. заметно в шартрской и сенвикторской школах, в идеях Амальрика Венского и его последователей — амальрикан, в мистике 13—14 вв. Воздействие Н. прослеживается у ряда мыслителей эпохи Возрождения (Николай Кузанский, Ф. Патриццы, Бруно) и нового времени (кембриджские платоники, Спиноза, Лейбниц, Беркли). К концу 18 в. традиция Н. прекращается.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 293-294.

Понятие: