Поповщина

ПОПОВЩИНА — одно из основных направлений в старообрядчестве, объединяющее группу толков и согласий, признающих священство, совершение таинств и треб, а также наличие традиционной для православия церковной иерархии. Поповцы в отличие от беспоповцев (см. Беспоповщина) рассматривали никонианскую церковь и ее духовенство как ересь, а не как «видимость храма», порожденную антихристом. Первоначальной формой поповщины являлось беглопоповство. (см. Беглоповцы). Крупные центры старообрядчества: Керженец, Стародубье, Ветка, Иргис и Рогожское кладбище в Москве. Разногласия поповщины с православной церковью сводились главным образом к обрядовой стороне и не касались основ вероучения. В начале 18 века возникло Дьяково согласие, на р. Керженце, опиравшееся на зажиточные слои старообрядчества, что обусловило лояльность его руководства к светской и церковной власти. Это привело к расколу и образованию нового согласия – перемазанцев с центром на Рогожском кладбище в Москве. В 20-х годах 19 века  в Стародубье оформились Лужково согласие, признававшее истинным только тайное священство, независимое от  гражданской и церковной властей. В 1846 году возникла Белокриницкая иерархия. Эту иерархию признала рогожская община перемазанцев в Москве, куда и был перенесен духовный центр иерархии. Она заняла ведущее положение в поповщине и стала называться Старообрядческой архиепископией Московской в всея Руси.  Беглопоповские толки, не признавшие этой иерархии, образовали в 1921 году свою иерархию во главе с архиепископом в городе Новозыбкове Брянской области (см Русская Древлеправославная церковь):

В. Ф. Миловидов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 337-338.

Понятие: