Зороастризм (Мчедлов, 1999)

Зороастризм (парсизм) — религия, возникшая на территории Древнего Ирана (Персии —             отсюда парсизм). В основе зороастризма лежит комплекс древнейших индо-иранских представлений о мире, сложившийся в период Ахеменидов (6—4 вв. до н. э.) в религию раннеклассового общества — маздеизм, реформированную пророком Заратуштрой (др.-греч. Зороастр). Историчность личности Заратуштры в настоящее время в науке не подвергается сомнению. Ему приписывается авторство Гат — самой древней части священной книги Зороастризма и маздеизма — Авесты, письменно зафиксированной не ранее 3 века. Большая часть из 21 книги Авесты не сохранилась; в 4—6 веках она редактировалась и кодифицировалась, снабжалась комментариями — Зенд. Основная идея зороастризма — зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Проповедь Заратуштры обращалась к личности и предполагала свободную волю и выбор человеком места в предельно остром противостоянии сил добра и зла, когда поступки человека определяли его судьбу и в этом, и в загробном мире. Человек должен верить в благое божество, молиться ему, бороться с силами зла; от него требовались добрая мысль, доброе слово, доброе деяние, а также чистота: ритуальная, помыслов, бытовая и т. д. Добром считались в первую очередь производительный труд (особенно земледельческий), благотворительность, рождение и воспитание потомства. Для обрядовой практики зороастризма характерно почитание 4 элементов Вселенной — воды, огня, земли, воздуха. В храмах горит вечный огонь. В современном мире последователей зороастризма насчитывается не более 130 тысяч, в основном в Индии, Иране, Пакистане, Шри-Ланке и в англосаксонских странах. В общине происходят реформационные процессы, размывается ее конфессиональный характер, выросла роль астрологии. В настоящее время последователи зороастризма появились и в Российской Федерации — зороастрийская община Санкт-Петербурга и зервано-зороастрийская община «Белая гора» в Москве. 

А. И. Кудрявцев

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 106-107.

Понятие: