Справедливость социальная (Осипов, 2014)

СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - социологическая категория, восходящая к философские представлениям о справедливости, соответствующая этическим теориям, аксиологическим построениям. Справедливость социальная является одной из основополагающих ценностей и ведущей идеей морали и права. С древнейших времен данная идея ассоциировалась со всеобщей гармонией, универсальной нормой, космическим законом, требующим размеренности и порядка во взаимодействиях живых и неживых сил. В древности справедливость мыслилась как организующее начало вселенной, необходимое для достижения ее равновесия, согласованности космических элементов в условиях, когда они сами и их соотношение постоянно изменяются. Применительно к поведению людей справедливость выступает как этическое понятие, указывающее на ценностную измеряемость человеческих поступков, на «меру добра и зла» в действиях, которыми постоянно обмениваются члены общества. В этом плане справедливость можно рассматривать как требование соразмерности между тем, что каждый делает для другого, и тем, что для него делают другие. Кто творит добро ближним своим, тот заслуживает добра с их стороны. «Отвечай добром на добро» — давняя и неоспоримая этическая максима справедливости, но у нее есть вторая ч. — «отвечай злом на зло», в отношении которой не существует единой этической позиции. Считается справедливым уничтожить агрессора, наказать преступника, применять насилие по отношению к насильникам, подавлять злодейство силой, но вместе с тем ряд религ. течений (например, христианство) и этических доктрин призывают людей не противиться злому, отвечать добром на зло. Известная формула справедливости, идущая со времен Древнего Рима, гласит: «живи честно, не вреди др., воздавай каждому свое», причем последняя ч. может быть конкретизирована следующим образом — «воздавай доброму добром по мере его добра», «воздавай злому злым по мере его зла». Приблизительно в таком виде данная этическая формула входит в современное нормативное сознание — моральное и правовое.

Концепция справедливости социальной есть этически и ценностно обоснованное построение, развернутое на общественную практику, область действительных экономических, политических, правовых, нравственных и иных отношений. Различают формальную и содержательную (субстантивную) справедливости социальной. Первая включает в себя два существенных момента: 1) все участвующие в социальном общении люди должны честно и неукоснительно соблюдать существующие социальные нормы, моральные предписания, юридические законы, расценивать нарушение последних как вопиющую несправедливость, независимо от того, по каким мотивам чел. допустил отступление от нормы или нарушил ее; 2) общество должно твердо и неуклонно придерживаться правил одинакового обращения с людьми на основе действующих социальных норм. С точки зрения формальной справедливости, одинаковое обращение с людьми не означает равного обращения. С равными людьми следует обращаться одинаково по мере их равенства, т. е. в той части, в какой они равны. С неравными людьми следует обращаться одинаково по мере их неравенства, иначе говоря, учитывать пропорциональные меры в отношении лиц разного достоинства. Данный вид социальной справедливости воплощается в формальных нормативных институтах общества, например, в законности, «золотом правиле» в нравственной сфере, в принципе равноправия, в требовании недопустимости двойных моральных стандартов и т.п.

Субстантивная справедливость, которая пытается ответить на вопрос, что такое справедливость не по форме, а по существу, имеет ряд разновидностей, из которых следует выделить дистрибутивную (обращенную к распределительным отношениям) и ретрибутивную (направленную на отношения возмездия и воздаяния) справедливость. Аристотель был первым, кто отграничил элементы содержательной справедливости от ее формального понимания, указал на распределительную справедливость, связав ее со сферой человеческих взаимодействий в области обмена и распределения. В дистрибутивной системе или ситуации некоторое благо (блага) разделяется на доли среди участников распределения по критериям, с которыми они соглашаются и которые они признают справедливыми. Подобные системы присутствуют в политике (распределение власти и властных функций в обществе), праве (распределение прав и обязанностей между юридическими субъектами), практически во всех сферах общественных отношений, включая бытовые, но основной дистрибутивной системой в обществе считают распределение собственности и доходов, т.е. экономическое распределение, результаты которого определенный имущественный статус отдельных слоев населения, сословий, классов, социальных групп, индивидов, требуют легитимации на базе определенных критериев справедливости социальной. В разное время и в разных обществах критериями, определяющими долю каждого лица в экономическом распределении, выступают: «каждому по происхождению и прирожденному достоинству» (аристократический принцип), «каждому в равной мере» (эгалитарный принцип), «каждому по количеству и качеству труда, вложенного в общественное производство» (социалистический принцип), «каждому по его потребности» (коммунистический принцип), «каждому по способностям, талантам, заслугам» (меритократический принцип), «каждому по его капиталу» (капиталистический принцип), «каждому в соответствии с его выигрышем на свободном рынке» (либертарный принцип) и др. Эти критерии в отдельности либо в сочетании берутся за основу при построении различных систем дистрибутивной справедливости. Подъемы и спады интереса к дистрибутивным аспектам справедливости социальной в 20 веке связаны с судьбой проектов достижения «обществ, благосостояния», «государства всеобщего благоденствия», «социального государства», задачами борьбы с бедностью, социальными программами помощи малоимущим и неимущим слоям населения, перераспределения доходов посредством государственного регулирования и т.д.

Идея ретрибутивной справедливости была интуитивно предвосхищена еще в глубокой древности, отражена во многих религиозных и нравственных убеждениях. Человек, который творит добро для других, делает добро для себя, ибо оно возвращается к нему в виде ответных действий других; человек, причиняющий зло другим, сам ставит себя под удар ответного зла. Принципиальная возвращаемость к людям добрых и злых дел в замещенном виде есть смысл возмездия и воздаяния. В своем практическом значении ретрибутивная справедливость выступает как этическое, ценностное обоснование обществ, мер и санкций, применяемых в ответ на социально значимый добрый или злой поступок человека, одобряемое или порицаемое его поведение. Позитивная часть ретрибутивной справедливости связана с поощрением, вознаграждением людей за их общественно-полезные достижения, выдающиеся результаты, практикой получения наград за подвиги, знаков отличия за успехи и т.д. В другой своей части ретрибутивная справедливость требует возмездия за дурные человеческие дела, наказания за преступления, взыскания за проступки, претерпевание лицом неблагоприятных санкций за действия, вызвавшие социально опасные, вредные, деструктивные последствия. В этом смысле принципы ретрибутивной справедливости распространяются на случаи нарушения социальных норм, аморальные и противоправные действия, применяются в судебной сфере, как и во всей юридической практике разрешения конфликтов.

Г.В. Мальцев

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 494-496.

Литература:

Кант И. Метафизика нравственности // Соч.: В 6 т. Т. 4(2). М., 1966; Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983; Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1988; Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995; Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1999; Social Justice / Ed. by R. Brand. N.Y., 1962; Resher N. Distributive Justice. N.Y., 1966.