Панисламизм (Мчедлов, 1999)

ПАНИСЛАМИЗМ — религиозно-политическая идеология и практика, в основе которой лежат представления о единстве всех мусульман, живущих на Земле, и необходимости их консолидации в едином мусульманском государстве. Концепция панисламизма была выдвинута в 70-х годах 19 века турецким просветителем Намык Кемалем и получила развитие в работах Джамал ад-Дина аль Афгани. Исходя из коранических положений о братстве мусульман и необходимости взаимопомощи между ними, выдвигалась идея политического объединения мусульманских, стран под властью халифа, которым тогда считался турецкий султан. Наряду с антиколониальной направленностью в концепцию панисламизма позднее были привнесены идеи, отражавшие изоляционистские настроения части ее адептов, полагавших, что возрождение былого могущества исламского мира можно достигнуть, лишь полностью отгородившись от всего неисламского мира или даже в борьбе с ним. После второй мировой войны идеи панисламизма были использованы для реализации планов создания различных блоков мусульманских стран под эгидой колониальных держав. Однако эта затея не имела успеха. В конце 60 — начале 70-х годов 20 века возрожденная идеология панисламизма стала теоретической основой движения исламской солидарности. Важнейшими идеологическими и пропагандистскими центрами этого движения являются Всемирная исламская лига (со штаб-квартирой в Мекке) и Всемирный исламский конгресс (со штаб-квартирой в Карачи). Главным политическим центром движения стада Организация Исламская конференция (ОИК), межгосударственная организация, объединяющая более 50 государств и Организацию Освобождения Палестины. В соответствии с уставом ОИК преследует следующие цели: поощрять мусульманскую солидарность и укреплять сотрудничество государств-членов в экономической, социальной, культурной, научной и других важнейших областях, проводить консультации между ними в международных организациях, содействовать ликвидации расовой дискриминации и искоренению колониализма во всех его формах, принимать меры для поддержания международного мира и безопасности, поддерживать борьбу народа Палестины за восстановление его прав и освобождение его земель, координировать усилия по сохранению святых мест и прочее. Под эгидой ОИК созданы Исламский банк развития, Исламский фонд солидарности, Исламский фонд научно- технического развития, Исламский центр развития торговли и многое другое.

В органах печати международных мусульманских организаций публикуется немало материалов, развивающих идеи "единой исламской нации", создания "единого исламского государства", "халифата", "Соединенных штатов ислама". В соответствии с представлениями их авторов, реализация этих идей проходит через несколько этапов. Сначала мусульмане каждой страны путем самосовершенствования всесторонне осваивают исламский образ жизни, устраняют все неисламское из своих мыслей и действий. (Наиболее радикально настроенные идеологи исламской солидарности считают, что участники движения обязаны вести борьбу против всякого влияния "неисламских" идей на население мусульманских стран.) Этому процессу в максимальной степени должна способствовать активизация деятельности мечетей, всемерная исламизация системы образования, культуры. Затем (а по мнению некоторых теоретиков исламской солидарности, одновременно с этим процессом) должны быть введены законы шариата во всех мусульманских странах. Параллельно должны идти процессы экономической и военной интеграции мусульманских стран. На последующем этапе решается задача объединения всех мусульманских стран в одно исламское гос-во либо создается конфедерация мусульманских государств. Предпринятые в последние годы широкомасштабные мероприятия по укреплению позиций ислама как в мусульманских странах, так и в районах проживания мусульманских меньшинств (введение мусульманских законов в Пакистане и Иране, подготовка к осуществлению аналогичных акций в ряде других стран, небывалый размах строительства исламских центров, мечетей, мусульманских учебных заведений в странах Азии, Африки, Европы, Америки и т. д.) рассматриваются идеологами движения исламской солидарности как эффективные шаги к достижению поставленной цели.

Некоторые мусульманские религиозные деятели и политики нашей страны считают целесообразным участие Российской Федерации в движении исламской солидарности, в частности путем ее вхождения в Организацию Исламская конференция. В марте 1997 года в помещении Комитета по международным отношениям Государственной Думы был организован "круглый стол", посвященный вопросу вступления России в эту организацию ("НГ — религии". Ежемесячное приложение к "Независимой газете". 1997. .№ 3. С. 2). Среди доводов, приводимых в пользу реализации этого проекта: а) возможность получения льготных кредитов и др. помощи от мусульманских гос-в и международных исламских институтов для подъема экономики регионов традиционного распространения ислама в нашей стране; б) пример вступления в Организацию Исламская конференция бывших республик Советского Союза — Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Туркменистана и Киргизстана. Противники вступления России в ОИК приводят не менее убедительные аргументы.

А. А. Нуруллаев

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 325-327.

Понятие: