Оброк в России

ОБРОК В РОССИИ. В 9-11 веках с развитием феодального землевладения в Киевской Руси продуктовый оброк, первоначально в виде дани, наряду с барщиной, стал основной формой эксплуатации крестьянства. В 13-14 веках натуральный оброк получил преобладание. В связи с этим несколько возросла экономическая самостоятельность крестьян и усилилось имущественное неравенство в их среде. В 14 - 1-й половине 15 веков в берестяных грамотах, открытых А. В. Арциховским, отмечена тенденция, вероятно, по инициативе крестьян, к точной записи величины оброка с тем, чтобы пресечь поползновения феодалов к его увеличению. Однако с конца 15 века с развитием товарно-денежных отношений рос не только продуктовый, но и денежный оброк. Массовые упоминания денежного оброка зафиксированы в Новгородских писцовых книгах конца 15 - начала 16 веков. Утверждение поместной системы и заведение собственно барской запашки приводят в 16 - начале 17 веков к господству барщины в сочетании с натуральным оброком. К натурализации повинностей вели и такие бедствия, как «хозяйственное разорение» 3-й четверти 16 века, голод 1601-1603 годов и последующие события «смутного времени». Перевод крестьян с оброка на барщину нередко являлся причиной крестьянских волнений (в Иосифо-Волоколамском монастыре в 1594-1595 годы, в Ново-Девичьем монастыре в 1603 году и т. д.).

В 17 - 1-й половине 18 веков среди владельческих крепостных крестьян преобладала барщина, среди дворцовых, патриарших и государственных крестьян - натуральный и частично денежный оброк. Ко 2-й половине 18 века определяются районы преобладания оброка и барщины: к первым относится нечерноземная, промысловая полоса, ко вторым - черноземная губерния. Формируется и категория оброчного крестьянства, поглощающая бобылей, детенышей, задворных людей и др. Во 2-й половине 18 века в связи с развитием крестьянских промыслов и торговли получает широкое распространение денежного оброка. Государственные, дворцовые (с 1797 года - удельные), экономические крестьяне, помимо налогов, платили оброк. В 19 великоросских губерниях, по данным В. И. Семевского, во 2-й половине 18 века было: в нечерноземных губерниях - 55% оброчных, 45% барщинных крестьян, в черноземных - 26% оброчных и 74% барщинных. Денежный оброк во 2-й половины 18 века тесно связан с отходничеством. Обеспечивая относительную экономическую свободу крестьянина, денежный оброк ускорял процесс расслоения крестьянства. Поэтому во 2-й половине 18 века вопрос о денежном оброке и барщине приобрел исключительно большое значение в классовой борьбе крестьян против помещиков.

Общая тенденция к повышению доходности помещичьих имений обусловливала во 2-й половине 18 - начале 19 веков постоянный рост денежного оброка. По данным Семевского, денежный оброк в среднем возрос с 1-2 руб. в 60-х годах 18 века до 5 руб. в конце 18 века. Как показали Н. Л. Рубинштейн и Л. В. Милов, эти цифры должны быть повышены. Крестьянское движение конца 18 века было вызвано не только возрастанием денежного оброка, но и обозначившимися к этому времени массовыми попытками помещиков к переводу крестьян с денежного оброка вновь на барщину. Эти колебания отражали попытки помещиков изыскать пути для повышения своих доходов в условиях, когда уже началось разложение феодализма. В 1-й половине 19 века установилась система смешанных повинностей, включавшая в себя как денежный оброк, так и барщину. По подсчетам И. Д. Ковальченко, с конца 18 веке по середину 19 века денежный оброк увеличился более чем вдвое, значительно опережая повышение доходов от земледелия и промысловых заработков. Такое резкое повышение оброка, особенно в 1-й трети 19 века, начинало серьезно тормозить развитие хозяйственной деятельности оброчного крестьянства, знаменуя собой наступление кризиса феодальной формации. После крестьянской реформы 1861 года оброк сменила система выкупных платежей.

В. И. Корецкий. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Литература:

Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3 (т. 3); Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., кн. 1-2, М., 1952-54; Черепнин Л. В., Новые данные по истории рус. крестьянства XIV-XV вв. в Новгород. берестяных грамотах, в кн.: Вопросы истории сел. х-ва, крестьянства и революционного движения в России, М., 1961; Горский А. Д., Очерки экономического положения крестьян Сев.-Вост. Руси XIV-XV вв., М., 1960; Кочин Г. Е., Сел. х-во на Руси в период образования Русского централизованного государства. Кон. XIII - нач. XVI вв., М.-Л., 1965; Корецкий В. И., К истории формирования крепостного права в России, "ВИ", 1964, No 6; Сахаров А. Н., Антикрепостнические тенденции в рус. деревне XVII в., "ВИ", 1964, No 3; Дружинин Н. M., Гос. крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1-2, М., 1946-58; Семевский В. И., Крестьяне в царствование имп. Екатерины II, т. 1-2, СПБ, 1881 - 1901; Рубинштейн Н. Л., Сел. х-во России во второй пол. XVIII в., М., 1957; Ковальченко И. Д., Крестьяне и крепостное х-во Рязанской и Тамбовской губ. в первой пол. XIX в., М., 1959; Милов Л. В., Об изучении роста оброка в России во второй пол. XVIII в., "НДВШ ИН", 1961, No 1; Рындзюнский П. Г., О мелкобурж. укладе в России XIX в., "ИСССР", 1961, No 2.

Понятие: