Оброк (СИЭ, 1967)
ОБРОК (от обрекать, обречь) - термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения 2 форм феодальной земельной ренты - продуктовой (натуральный оброк) и денежной (денежный оброк). Существование для этих форм ренты общего названия отражает их сходство, определяемое тем, что обе они предполагали присвоение феодалом прибавочного продукта (или его денежного эквивалента), который был произведен внутри крестьянского хозяйства (в отличие от барщины, при которой феодал присваивал прибавочный труд крестьянина вне пределов крестьянского хозяйств). На этой же основе возникло понятие оброчного хозяйства (в противовес барщинному хозяйству), подразумевающее такую экономическую систему, в которой главным методом эксплуатации крестьянства было взимание натуральных и денежных оброков (в том или ином их сочетании).
Оброк встречался в феодальных хозяйствах всех типов и на всем протяжении истории феодализма, хотя его роль на разных стадиях развития была неодинаковой. В период генезиса феодализма оброк (преимущественно натуральный) выступал как одна из начальных форм эксплуатации крестьянства. По своему происхождению он представлял трансформацию либо раннесредневековой дани, либо различных поземельных платежей, сохранявшихся от античной эпохи. Взимание оброка в этот период, когда класс феодалов экономически и политически был еще слаб, являлось наиболее доступным способом эксплуатации крестьянства, не требовавшим ни разветвленного аппарата принуждения, ни ломки сложившихся форм сельскохозяйственного производства. Отсюда широкое распространение оброка на этом этапе во всех странах - как на Западе, так и на Востоке. В период расцвета феодализма в тех странах Европы, где в пределах вотчины возник домен и сложилось барщинное хозяйство, роль оброка временно отступает на второй план. После отказа сеньоров от барщинного хозяйства оброк (натуральный или денежный) становится здесь основной формой эксплуатации крестьянства. Главенствующую роль играл оброк в период расцвета феодализма и в странах Востока, где он выступал чаще всего в виде государственного налога как централизованной формы земельной ренты. Широкое распространение оброка на этом этапе объяснялось рядом обстоятельств. Взимание оброка не требовало применения к крестьянину наиболее грубых форм внеэкономического принуждения, так как оброчная система, в отличие от барщинной, позволяла крестьянину распоряжаться всем своим рабочим временем и с этой точки зрения была для него сравнительно менее обременительной. Кроме того, поскольку развитие оброчной системы в этот период было тесно связано с проникновением товарно-денежных отношений в земледелие, для принуждения крестьянина к несению оброка оказывалось достаточным «... силы отношений вместо непосредственного принуждения и постановления закона вместо плети» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 358). Ни массовое прикрепление крестьян к земле, ни многие другие формы ограничения их личной свободы (см. Крепостное право, Серваж) не были, таким образом, обязательны для оброчной системы. В то же время она создавала возможность для сеньоров увеличивать норму эксплуатации, так как позволяла умножать число статей обложения крестьян, облегчала взимание ренты с мелких держаний (не способных к несению барщины) и т. д. В период разложения феодализма оброк (преимущественно денежный) оставался почти повсюду главным видом крестьянского обложения. Исключение представляли в Европе страны так называемого «Второго издания крепостничества».
Ю. Л. Бессмертный. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.
Литература: см. при статьях Барщина, Вотчина, Земельная рента, Коммутация.