Терпимость (Мчедлов, 1999)

ТЕРПИМОСТЬ (толерантность) религиозная — существенный компонент свободы совести, принцип подхода к последователям любого религиозного течения, мировоззренческих систем, характеризуемый (как минимум) отсутствием дискриминации, ущемления прав по вероисповедному, мировоззренческому признаку. Степень уважительного, спокойного и доброжелательного отношения между приверженцами разных религий, между верующими и неверующими предопределяет уровень культуры людей, цивилизованность общества и государства. На практике трудности с реализацией терпимости религиозной возникают не из-за защиты сторонниками одной конфессии своих вероисповедных убеждений и пристрастий, а в первую очередь из-за стремления получить правовые, экономические, нравственные и иные преимущества для одной конфессии в ущерб другим. Терпимость религиозная — необходимое условие сотрудничества различных конфессиональных течений во имя нравственного здоровья и блага всего общества.

Трудности обеспечения религиозной терпимости в современной России обусловлены рядом обстоятельств: негативными историческими традициями (вопросы свободы совести нередко решались в стране в угоду политическим интересам государства, партий); сложным поликонфессиональным и полиэтническим составом населения; необходимостью регулярных усилий по поддержанию взвешенных взаимоотношений между разными религиями (православие — ислам, православие — иудаизм, ислам — иудаизм и т. д.), конфессиями (православие — католицизм, православие — протестантизм, православие — старообрядчество, протестантизм — католицизм и т. д.), между традиционными религиями и новыми, в т. ч. эзотерическими, религиозными образованиями; амбициозной позицией ряда религиозных руководителей; не изжитой практикой нарушения конституционных норм должностными лицами; проявлениями среди определенных групп населения различных форм нетерпимости по отношению к тем или иным верованиям и т. д. (см. Иудаизм в России, Ислам в России, Католицизм в России, Православие и русское национальное самосознание, Протестантизм в России, Старообрядчество). Реальные возможности реализации Терпимости религиозной в современной России, как и в любом обществе, зависят от ряда факторов теоретического, юридического и практического характера. Речь идет, во-первых, о самом понимании принципа толерантности, его соответствии тем универсальным атрибутам терпимости религиозной, которые признаны мировым сообществом. Во-вторых, об отображении этого теоретического понимания в государственно-правовых документах, его воплощении в законодательных актах, дающих юридические гарантии для последователей различных религий. Наконец, о реально существующих социальных, культурных традициях и условиях нашего общества, уровне обшей культуры, подготовки и умонастроениях лиц, призванных его реализовывать.

Уже на теоретическое понимание терпимости религиозной, ее трактовки разными социальными и конфессиональными кругами россиян в той или иной мере сказываются их религиозные, национальные, патриотические и иные пристрастия. Но преобладающим среди всех слоев населения, в том числе интеллигенции, официальных правящих кругов, является убеждение в необходимости установления гуманных и демократических взаимоотношений между представителями разных конфессий, уважительного отношения ко всем верованиям, Социологические исследования, проведенные РНИСиНП, показывают, что максимальные показатели отрицательного отношения к другим религиям находятся в диапазоне 11 % (у мусульман — к иудаизму) и 17% (у православных — к исламу). Сильнее ощущается нетерпимость среди самых молодых возрастных групп (16—17-летние). Так, уровень нетерпимости у них по отношению к иудаизму и буддизму в 3—4 раза выше, чем у респондентов самого старшего возраста.

Официальные государственные деятели неоднократно заявляли (в полном соответствии с известными международными документами — Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948, Декларацией об устранении всех форм нетерпимости и дискриминации в связи с религией и убеждениями (принята Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981), Парижской хартией для новой Европы (1990) и др.) о своем стремлении обеспечить равенство всех религиозных объединений перед законом, исключить любые формы дискриминации по религ. мотивам, создавать условия для обстановки терпимости, взаимного сотрудничества последователей всех религиозных направлений. В таком духе, например, выдержаны предложения представителей правительства, Президента РФ в связи с обсуждениями в Государственной Думе (1993, 1995—1997) изменений и дополнений к принятому в 1990 году Закону "О свободе вероисповеданий".

Для утверждения атмосферы толерантности в современной России важно, что подобные демократические устремления общественности, правящей элиты получили подтверждение в законодательной, государственно-правовой области. Идеи толерантности отображены в Конституции РФ; "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от... отношения к религии, ... запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам... религиозной принадлежности" (статья 19. часть 2); "... запрещается пропаганда... религиозного превосходства" (статья 29. часть 2); Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года, вобравших основных положения международных документов по этим вопросам.

Вместе с тем далеко не использованы резервы для совершенствования всей системы российского законодательства. Особое беспокойство вызывает нормотворческая деятельность субъектов Федерации, порою принимающих акты, противоречащие федеральным и международным документам. Хотя, согласно Конституции РФ, регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации, в ряде субъектов Федерации все же принимаются свои нормы, которые к тому же содержат неконституционные положения, напр. необоснованно запрещающие деятельность некоторых религ. организаций (Тульская, Тюменская и др. обл.) или придающие некоторым религиям статус государственных (Калмыкия).

На практике нарушения духа и буквы законов во многом связаны с тем, что наше общество — при всех кардинальных идеологических, правовых, политических переменах последнего времени — остается на одном и том же уровне массовой культуры, цивилизованности, с одними и теми же традициями, в том числе терпимостью к административному своеволию. Подобные "объективные" предпосылки повышают возможности нарушения терпимости религиозной, сказываются в поведении должностных лиц, в деятельности местных властей, в межконфессиональных отношениях. Нередки случаи проявления предпочтений одной — как правило, самой распространенной — религии, что влечет ущемление интересов других, имеют место произвольные действия местных администраций, создающих обстановку религиозного превосходства (наиболее типичное явление — предоставление незаконных преимуществ одним конфессиям и отказ в возвращении или строительстве культовых зданий — другим). Далеко не изжиты этноконфессиональные противоречия, противоправные эксцессы.

Для общественного настроения. разделяемого подавляю-щей частью российского населения, характерно лояльное отношение к людям др. верований и убеждений, готовность к терпимости, доброжелательности, сотрудничеству в разных сферах — от быта до политики. В отличие от некоторых религ. руководителей большинство населения (75% у православных и 68% у мусульман) не соглашается с идеей исключительности, единственной истинности той или иной религии, тем более с выступлениями против других религий.

Общество заинтересовано в том, чтобы у его членов сформировалось мышление открытого типа, пробудился интерес к диалогу последователей разных религий, была преодолена предубежденность друг против друга на почве религии или национальной принадлежности. утвердились терпимость и конструктивное сотрудничество во имя всеобщего блага.

Повсеместное и полное утверждение атмосферы терпимости — долгий процесс. Здесь многое зависит не только от государственных органов и религиозных организации, но и от позиций средств массовой информации, деятелей культуры. Значительное воздействие в этом плане способны оказать также здравомыслие и культура политических деятелей современной России

М П. Мчедлов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 512-516.