Миманса (Фролов, 1991)

МИМАНСА (точнее, пурва-миманса) — одна из ортодоксальных систем индийской философии. Последователи Мимансы считали, что Веды не являются откровением в полном смысле этого слова и что содержащиеся в них религиозные и философские положения нуждаются в логическом обосновании. В этой системе особенно большое значение придается текстам некоторых брахман и Упанишад. В основе учения Мимансы лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния - мокша — не может быть рационально объяснено и достижимо с помощью знания и каких-либо сознательных усилий. Основное внимание должно быть направлено на неукоснительное соблюдение общественного и религиозного долга — дхармы, заключающегося в выполнении обрядов и в подчинении всяческим ограничениям и запретам, налагаемым кастой. С точки зрения мимансы следование дхарме само по себе, вне зависимости от стремления индивида, может привести его к конечному освобождению. Миманса, так же как и санкхья, признавала существование духовного и материального начал во вселенной. Учение Мимансы было впервые изложено в Миман-сасутрах, приписываемых Джаймини, жившему в 3 веке. Позднейшие комментаторы усилили теологическую сторону Мимансы и развили в ней идею личного божества. Миманса является учением, гораздо более тесно связанным практически с религией, чем санкхья. В то же время предельная реалистичность и рационалистичность методологии Мимансы дает основание для сближения ее с древнеиндийским материализмом.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 261.

Понятие: