Избирательность восприятия

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - одно из свойств восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля какого-либо объектов (или их частей) и признаков. Избирательность восприятия осуществляется посредством механизмов внимания непроизвольного и произвольного. Выделяемый и поэтому более отчётливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», остальные объекты - как её «фон».

В своей непроизвольной форме избирательность восприятия определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализатор. В первую очередь выделяются раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резким отличием от др. по тем или иным признакам (например, цвету - в зрении, фактуре - в осязании, тембру - в слухе и т. д.). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в избирательности восприятии играет выполняемая человеком задача, установка, готовность воспринимать те или иные предметы определённым образом. Избирательность восприятия особенно отчётливо проявляется в таких специфических условиях, как восприятие двойственных или многозначных изображений, так называемого речевого коктейля (смешение нескольких речевых потоков), объектов, сливающихся с фоном, и т.п.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 258.

Понятие: