Опросник личностный многофазный миннесотский

ОПРОСНИК ЛИЧНОСТНЫЙ МНОГОФАЗНЫЙ МИННЕСОТСКИЙ (MMPI) — метод психодиагностического исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности. Разработан в конце 40-х годов XX века американскими учеными С. Хатеуейем и Дж. Маккинли как метод клинического изучения синдромов пато-характерологического развития личности. В ходе обследования испытуемому предъявляются 550 утверждений, моделирующих его отношение к различным жизненным ситуациям, и предлагается выбрать один из трех ответов: «правильно», «неправильно» и «не могу сказать». Значимые ответы фиксируются с помощью специальных «ключей» и после количественной обработки заносятся на профильный лист, имеющий три оценочных и десять базисных шкал. К оценочным относятся: 1) шкала «лжи» — искренность ответов испытуемого; 2) шкала достоверности результатов; 3) шкала коррекции — неосознаваемый контроль поведения.

Названия базисных шкал отражают первоначальную клиническую направленность метода: 1) ипохондрия; 2) депрессия; 3) истерия; 4) психопатия; 5) мужественность — женственность; 6) паранойяльность; 7) психастения; 8) шизоидность; 9) гипомания; 10) интроверсия социальная.

Соотношение показателей каждой из шкал образует профиль личности, диагностическое значение которого, не сводимое к интерпретации отдельных шкал, определяется содержательным анализом комбинации показателей по различным шкалам, что требует не только большого опыта, но и особого искусства интерпретирования профиля.

В мировой практике, кроме десяти базисных, разработано еще более двухсот дополнительных шкал, фиксирующих широкий круг индивидуально-психологических свойств личности. В отечественной психологии была проведена адаптация и рестандартизация методики с учетом специфики социокультурных условий, возможностей ее распространения на контингент психически здоровых лиц, а также использования сокращенного варианта теста. В результате были созданы: 1) метод исследования личности модифицированный; 2) метод исследования личности стандартизированный; 3) опросник личностный клинический стандартизированный.

С учетом ориентации на исследование психической нормы, в наиболее близкой к оригиналу методике исследования личности стандартизированного изменены как содержание, так и названия базисных шкал, что позволило не только выявлять индивидуальные свойства личности в норме и патологии, но и фиксировать акцентуации характера.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 340-341.

Понятие: