Аум Синрике (Мчедлов, 1999)

АУМ СИНРИКЁ (Учение Истины АУМ) — международная религиозная корпорация, основанная в Японии в 1986 году Тидзуо Мацумото (род. 1955), принявшим ритуальное имя Сёко Асахара. Помимо Японии, где насчитывалось полтора десятка центров этой организации были созданы ее зарубежные отделения и филиалы — в США, Германии, Шри-Ланке, России (1992) и Северной Осетии. Аум Синрике — это новое религиозное движение неоориенталистской разновидности, отличающееся синкретизмом древневосточных религиозно-философских учений и религиозно-мистических практик (йоги, даосизма и трех исторических ветвей буддизма — хинаяны, махаяны и ваджраяны). В 1991 году Асахара объявил себя воплощением Христа и предложил "истинное" понимание христианства. Библию он стремился переосмыслить с позиций даосизма и буддизма. В Новом Завете, по его мнению, внимания заслуживают только евангелия и Апокалипсис. Назвавшись Христом, Асахара скорее всего хотел просто показать христианам, что ему предназначена мессианская роль в современном мире.

Весьма критическое отношение Аум Синрике к традиционным японским религиям (в т. ч. к официальному буддизму) сочеталось с заявлениями о непригодности существующего в стране общественного и государственного строя и некомпетентности правительства. Асахара и группа его ближайших соратников выдвигали свои кандидатуры в парламент, но собрали незначительное число голосов. Отказавшись после этого от политической борьбы, они перешли к проведению террористических актов с целью дестабилизации ситуации в стране. В 1995 был арестован Асахара, а позднее — все руководство Аум Синрике. Начался судебный процесс, в ходе которого двое лидеров Аум Синрике уже признались, что изготовление смертоносного газа зарина и его использование во время терактов в токийском метро осуществлено по приказу Асахары. В 1996 году корпорация Аум Синрике была запрещена в Японии.

Российский филиал Аум Синрике был зарегистрирован в 1992 году, а в 1994 году были зарегистрированы три общины этого религиозного движения в Москве, Московской области и во Владикавказе. В России Аум Синрике была самой широко рекламируемой религиозной организацией, здесь последователей Асахары насчитывалось в несколько раз больше, чем в остальном мире, включая Японию. В апреле 1995 года по гражданскому иску Комитета по защите молодежи от тоталитарных сект к действующим в России объединениям Аум Синрике. Останкинский межмуниципальный суд г. Москвы вынес решение о прекращении деятельности всех 6 московских филиалов этой организации. Была аннулирована регистрация общин "Учение Истины АУМ" в Московской обл. и во Владикавказе. Затем Генеральная прокуратура РФ возбудила уголовное дело в отношении действовавших в России руководителей религиозных организаций "АУМ Синрикё" и "Учение Истины АУМ". В дальнейшем справедливость обвинений Аум Синрике в антиобщественных действиях была подтверждена многочисленными фактами.

Главные религиозно-мистические идеи Аум Синрике сводятся к следующему: верховная власть над миром принадлежит богу Шиве; верующий, следуя по Пути Истины, проходит многочисленные ступени нравственно-психологического совершенствования и все больше приобщается к сакральному началу — к Высшим мирам и в конечном счете — к Нирване и Маханирване. Это считается условием обретения земных благ, а главное — религ. спасения (индивидуального и общечеловеческого). Верующий должен строго подчиняться власти и наставничеству сакральных учителей, прежде всего гуру — верховному учителю Асахаре, который считается воплощением в феноменальном (т. е. земном) теле верховного бога Шивы.

Культовая практика в Аум Синрике — это совокупность многообразных форм йоги, включающих средства физического, психологического и нравственного воздействия. Обладая религиозно-мистической направленностью, они позволяют верующему достичь экстаза, вызвать у себя сложные и динамичные галлюцинации и даже самадхи — экстремальное, почти безжизненное состояние. Большое значение имеет "накопление заслуг", главным образом посредством денежных пожертвований организации, как условия духовного совершенствования.

Созданные в России организации Аум Синрике и Учение Истины АУМ имели иерархическое строение: здесь были миряне, подсамана, самана (рядовые монахи). Верхние ступени иерархии занимали "достигшие" из числа японцев — обладатели высоких св. титулов: "ши", "сейгоши" и "сей-тайши".

Культовая практика и пропагандируемые в Аум Синрике эсхатологические настроения являются факторами риска, особенно для той части верующих, которые по состоянию своего здоровья или не окрепшего еще по молодости лет организма и психики не в состоянии выносить чрезмерные психофизические и моральные нагрузки, выпадающие на долю членов этой организации.

Несомненно, что российские "аумовцы" в своем подавляющем большинстве не разделяли всех идеологических воззрений Асахары, прежде всего его эсхатологических настроений, не говоря уж о том, что приказ о подготовке терактов был известен лишь очень узкому кругу его приближенных в самой Японии. Среди россиян не было ни одного "достигшего", а мирян было приблизительно в тысячу раз больше, чем монахов. Это свидетельствует о том, что религиозно-мистический потенциал и новационные тенденции Аум Синрике в России были значительно слабее, чем это декларировалось руководителем движения. Настроения россиян, считавших себя членами Аум Синрике, были отмечены тенденцией морально-антропологического перфекционизма, т. е. стремлением обрести свое физическое, психологическое и нравственное совершенство. И лишь немногочисленные самана (около 300 во всей стране) могли ориентироваться на спиритуализацию действительности, как то характерно для религ. подвижников любых конфессий. Стараясь объяснить быстрое распространение влияния этой организации в России, ссылаются на первоклассно организованную пропаганду и миссионерскую деятельность Аум Синрике: к примеру, лишь она одна из всех новых религиозных организаций имела свои религ. программы на радио и телевидении. Однако дело не только в этом. Аум Синрике предложила россиянам самый широкий спектр средств и форм религиозной активности. Это, во-первых, методики приобщения к сакральному началу посредством духовного роста, спиритуального совершенствования личности. Аналогичный путь духовного совершенствования предлагает правосл. монашество, но требует при этом, как правило, замкнутой монастырской жизни. В организации Асахары россияне смогли получить детальные инструкции по широкому набору практик йоги, которые дают возможность обрести телесное и духовное совершенство в условиях повседневной жизни. Во- вторых, россияне нашли в учении Асахары изобилие оккультно-мифологических сюжетов. В-третьих, в религиозном менталитете Аум Синрике важное место занимает фетишизация сверхъестественных способностей адептов и врачевание (что весьма притягательно для людей, склонных к мистике и богоискательству). В-четвертых, буддистские представления о существовании множества др. миров оказались созвучными с распространенными ныне интересами к спиритизму, переселению душ, перерождению. В-пятых, буддистские воззрения Асахары могли оказаться в какой-то мере созвучными и с идеей обожения, развития в направлении богочеловечества, популярной у нас в связи с распространением нового религиозного сознания. В-шестых, учение Асахары очень активно выходит на рубежи экстраординарных научных открытий и гипотетических (и даже паранаучных, чтобы не сказать псевдонаучных) представлений (о так называемых торсионных полях, виртуальной реальности, экстрасенсорике и т. п.). В этом оно не имеет себе равных среди множества других новых религиозных движений. В-седьмых, Асахара оказался вне конкуренции, когда стал пропагандировать около 100 симфонических произведений, воплощающих новые религиозно-мистические настроения. Всем этим и объясняется быстрое распространение влияния Аум Синрике в нашей стране.

Е. Г. Балагушкин

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 33-36.

Понятие: