Магия (Мчедлов, 1999)

МАГИЯ — свойственные любой вере ритуальные действия и церемонии, наделявшиеся сверхъестественной способностью воздействовать на божественные или природные силы; термин, который в греческом языке обозначал колдовство и волшебство, а затем в церковном и научном обиходе закрепился за языческой и традиционной двоеверной обрядностью, непосредственно связанной с практической деятельностью земледельцев, скотоводов, охотников и т. д.

Единого принципа классификации магических приемов не существует. По сфере применения выделяют земледельческую, промысловую и охотничью магии, по характеру действий — индивидуальную либо групповую, а также вербальную и обрядовую магию, хотя словесные и обрядовые магические действия обычно переплетаются. С точки зрения ценностных характеристик различают вредоносную (черную) и полезную (белую) магию. Но чаще всего схемы классификации магических обрядов строятся по признаку назначения обрядов (хозяйственная, лечебная, любовная, военная, кладоискательская, воровская магия), а также по способу передачи магической силы с учетом психологической природы магического воздействия: симпатическая магия строится на символическом изображении желаемого; парциальная магия предполагает действие над целым по его части; к контактному виду магии относится передача желаемого свойства путем прикосновения, имитативная магия основана на провоцировании желаемого на основании образно-символического сходства с магическим действием. Выделяют также очистительные, обрядовые действия, предохранительные магические обряды и обряды умилостивительные. Инициальная магия ритуальным изобилием в день празднества призвана была обеспечить достаток в течение всего года. Различные классификации не исключают, а дополняют друг друга, позволяют полнее охарактеризовать явление, притом что многие магические действия носят сложно-составной характер и не могут быть описаны с точки зрения какого-либо одного принципа.

Хозяйственная магия направлена на обеспечение благополучия. У славян-земледельцев ею пронизаны календарные земледельческие праздники и приуроченные к ним обряды, связанные с почитанием обожествленной природы, к которой, как к сверхъестественной силе, обращаются участники магических действий. В сельскохозяйственной магии имитационные и контактные действия были нацелены на стимуляцию плодородия и повышение урожая. Во время сева практиковалось обрядовое совокупление на поле, что являлось симптоматическим средством магического оплодотворения Земли и символизировало космический брак Неба и Земли, считавшийся: причиной плодородия. В ослабленной форме та же магия плодородия осуществлялась способом катания мужчин, священника, или женщин по пашне. Для усиления плодородия Земли в нее зарывали изображение фаллоса, практиковалось сидение обнаженных женщин на борозде, прикосновения сеятеля к половым органам женщины, выход мужчин на посевную без порток и метание семян между ног, игровое спаривание молодежи, ритуальное целование, участие в посеве невесты или беременной женщины. Симптоматическая магия по мере деградации ритуалов плодородия в сторону упрощения сменяется контактной с большим удельным весом символической имитации.

Летняя обрядность призвана была обеспечить быстрый и качественный рост злаков. В карпогонических обрядах подскакивания вверх, подбрасывания к небу ритуального печения (обычно так называемые лестниц) и пляски-подпрыгивания с заклинаниями высоких и дружных всходов заключалась летняя магия плодородия. Обрядовая еда (каши, кисели) с обрядовым кормлением скота и зарыванием части пищи в землю (вид жертвоприношения) дополняли весенне-летний обрядовый комплекс умилостивительными магическими действиями.

В осеннем обряде завивание «Волосовой бородки» из оставленного в поле пучка колосьев, а также в праздновании «именин снопа» был заложен принцип парциальной магии, выражавшейся в представлении о концентрировании всей плодоносящей силы поля в пучке колосьев. Принципы парциальной магии, когда свойство части переносится на весь объект, отразился в егорьевских обрядах, призванных, предотвратить потерю животных.

С этой целью пучки остриженной шерсти скотины помещали под порог или в замок, «закрепляя» таким образом животных за домом.

Обряды лечебной магии были направлены на изгнание болезни из тела или на предохранение от возможного вреда. Для этой цели широко практиковалась очистительная (катарсическая) магия. Не без влияния контактных приемов болезнь выкуривали, отпугивали неприятными запахами, выгоняли отвратным зельем, опрыскивали водой «с уголька». В очистительных целях широко использовались святые природные стихии огня, земли, воды. Вся лечебная магия была построена на вербальных методах — без применения заговорных формул не обходилось ни одно лечение, оказывающее благотворное воздействие внушением. Вербальная магия сочеталась с контактной, сообщавшей телу свойство того или иного предмета (накладывание красной повязки, прикосновение к ране различных, в том числе лекарственных, веществ, зашивание раны). Приемы парциальной магии применялись при остановке крови. Они основаны на введении в обряд предмета-заместителя, который находился в соприкосновении с больным и, как часть, символизировал целое. Так, бинты с раны подвешивали к печи, чтоб с высыханием материи кровь остановилась. При лечении иных болезней, особенно детских, замещающим болезнь носителем выступала одежда больного, его срезанные ногти и волосы, вода, которой обмывали тело. По принципам парциальной логики эти заместители отправлялись вместе с болезнью по течению рек. Способы имитативной магии применялись при лечении сыпи, нарывов, ячменя, зубной боли ("как у мертвяка зубы не болят — так у меня не боли", "как зерно сгорает в огне — так исчезнет ячмень из глаз" и т. д.). В медицинских целях, а также при борьбе с эпидемиями широко использовалась предохранительная магия. Особую силу при-писывали борозде, пропаханной вокруг селения обнаженными девственницами. Чтобы не допустить распространения болезни, защищались очерченным при помощи плуга кругом и добытым трением огнем. К лечебной магии примыкает магия плодородия, направленная на охрану беременности и родов. Многие действия восходят к свадебной обрядности (обсыпание зерном, использование защитительных свойств шкуры, сажание ребенка на колени, съедание яйца).

Любовная магия была направлена на регуляцию отношений между полами, но практиковалась чаще девушками, привораживавшими суженых.

К контактной магии относилось употребление "наговоренной" пищи, с которой связывались надежды на присушку жениха. Наговор на след жениха относился к парциальной магии. Имитативная магия широко применялась в наговорах ("как у мене сердце горит — так и у него, раба божия, бы горело").

Вредоносная магия (см. Колдовство) по большей мере основывалась на контактных принципах воздействия (подбрасывание колдовского зелья или предмета с наговором, употребление с целью порчи довольно безвредных, вещей: кореньев, воды, соли, хлеба, и т д.). Нанесение вреда через предмет-заместитель, находившийся в соприкосновении с человеком (широко практиковавшиеся операции с так называемым вынутым следом), относится к разряду парциальной магии. Принципы имитационной магии были положены в основу заговоров ("как мертвец умер — так ты, раб божий, умри"). В целом в традиционной обрядности применялся богатый арсенал магических приемов, из сочетания которых складывался узор многоцелевых ритуальных комплексов.

В реликтовых формах лечебная, любовная и хозяйственная магия сохранилась в изолированных районах с коренным населением, живущим в экстремальных условиях (Север России) или в регионах, наименее затронутых цивилизацией (белорусское Полесье).

В. В. Мильков

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 205-208.

Понятие: