Обновленчество (Мчедлов, 1999)

ОБНОВЛЕНЧЕСТВО — либерально-реформационное движение в русском православии 20 века. На всех этапах своего развития имело демократическую направленность, его ведущим мотивом в социальной сфере выступала «социальная правда», а во внутрицерковной — восстановление норм древней апостольской церкви. Идейные истоки обновленчества лежат вне институциональной сферы. Славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский), Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, представители "Нового религиозного сознания" (С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.) высказывались, с разной степенью радикализма, за освобождение церкви от опеки царя, преодоление ее отрыва от народа, возвышение религиозной жизни к подлинной духовности. Реформаторская тенденция в собственно церковной среде определилась лишь в начале 20 века. В 1905 году группа петербургских священнослужителей — «группа 32-х», впоследствии известная как "Союз церковного обновления", — выступила за независимость церкви от светской власти и предложила ряд внутрицерковных реформ: выборность приходских священников и епархиальных архиереев, причем последних — как из монашествующих, так и из белого духовенства, против восстановления патриаршества, за широкую децентрализацию церкви, за сокращение продолжительности и упрощение порядка богослужения, за перевод литургии на русский язык. Хотя многие члены «группы 32-х» были лишены сана, однако необходимость реформ получала все более широкое признание. Поместный собор 1917—1918 годов принял решение о восстановлении выборности духовенства и (с оговорками) епископов, допуске женщин к участию в приходских, благочиннических и епархиальных собраниях. Предполагалось также обсудить вопросы о восстановлении института диаконис, о литургических реформах, в т. ч. о языке богослужения, календарной реформе. Однако продолжить работу в 1919 году Собор не смог.

На волне революционных событий 1917 года обновленческое движение обретает новую динамику. В марте был образован «Всероссийский союз демократического духовенства и мирян». Союз высказался за республику как форму государственного устройства, поддержал революционные лозунги о передаче земли крестьянам, фабрик рабочим, не допуская, однако, насилия. В открытую оппозицию к Патриарху Тихону и его политическим единомышленникам, приведшую к расколу в церкви, обновленцы выступили весной 1922 года. Воспользовавшись домашним, арестом Патриарха, они объявили о создании Высшего церковного управления (ВЦУ) во главе с архиепископом Антониной (Грановским), а свою организацию назвали «Живой церковью». Тактические расхождения среди обновленцев привели к образованию 3 автономных группировок: из «Живой церкви» (лидер — протоиерей В. Д. Красницкий) выделилось умеренное крыло — «Союз церковного возрождения» архиепископа Антонина и центристский «Союз общин древлеапостольской церкви» протоиерея А. И. Введенского. Состоявшийся в апреле 1923 года обновленческий собор был призван конституировать новую управленческую структуру церкви. Собор аннулировал анафему советской власти Патриарха Тихона; его самого лишил сана и упразднил патриаршество; ввел контроль приходского духовенства в делах епархий; монастыри признавались лишь как трудовые коммуны; были допущены брачность епископата и вто робрачие для овдовевших священников, объявлялось о переходе на григорианский календарь. Предложения о модернизации догматических и литургических основ православия умеренное большинство собора, не приняло.

Советская власть поддерживала позицию и деятельность обновленцев в этот период, используя их в борьбе против возглавляемой Тихоном «реакционной» иерархии. К 1923 году им было передано около 2/3 храмов. Более половины епископата РПЦ оказалось вынужденным признать обновленческое руководство. Однако обновленцы не смогли надолго удержать завоеванные позиции. Возвращение Патриарха Тихона к руководству церковью в июне 1923 году, его заявления о лояльности в отношении советской власти, осуждение Священным синодом живоцерковников как нарушителей канонических норм и внутрицерк. дисциплины вызвали отлив духовенства из обновленческих групп. Рядовые же верующие в своем большинстве восприняли богослужебные и канонические реформы обновленцев как «порчу веры». В силу этих обстоятельств теряли интерес к обновленцам и власти. В период репрессий 30-х годоы были случаи арестов и среди обновленческого духовенства.

Обновленчество первой трети 20 века имело противоречивые последствия. Его социальные и политические ориентации получили развитие в богословских разработках, особенно в связи с участием РПЦ в экуменическом и миротворческом движениях в послевоенный период («Богословие социального служения», «Богословие мира», «Богословие революции» и т. д.). Безуспешные же попытки радикальных преобразований в канонической и богослужебной сферах, предпринятые без учета степени конфессионального консерватизма основной массы духовенства и мирян, надолго дискредитировали саму идею обновления. Лишь в конце 80 — начале 90-х годов в условиях общего подъема религиозной жизни в России наблюдается возрождение либерально-реформаторской тенденции, главным образом в среде молодой, светски образованной, но довольно малочисленной группы духовенства (наиболее известные среди них — священники А. Борисов, Г. Кочетков, протоиерей И. Свиридов, игумен И. Павлов и др.) и серьезно интересующихся церковно-богословскими вопросами мирян.

Вновь поднимаются темы русификации языка богослужения, перевода церковного календаря на «новый стиль»; ведется также речь о некоторых изменениях в богослужебной практике и внутреннем: устройстве храма (чтение Священного писания, обратившись в сторону молящихся; допущение к проповеди членов клира и богословски подготовленных мирян; крещение взрослых в присутствии членов общины; отказ от глухой перегородки с иконостасом, отделяющей духовенство в алтаре от молящихся в остальной части храма и др.), о необходимости введения принятых Собором 1917—1918 годов, но не осуществленных норм внутрицерковной жизни и управления. Цель предлагаемых преобразований в том, чтобы помочь верующим преодолеть внешнее, ритуально-обрядовое восприятие христианства, усвоить его существо (христоцентричность), стать верующими не по традиции, а по сознательному убеждению. Сторонники обновления выступают за диалог с другими христианскими церквами, против конфессиональной нетерпимости, претензии православной церкви на обладание всей полнотой истины. При этом хотя они и упрекают церковное руководство в нежелании проводить назревшие реформы, однако не становятся по отношению к нему в оппозицию, признают для себя обязательным соблюдение требований церковной дисциплины. Тем не менее православные традиционалисты усматривают в идеях и действиях нынешних реформаторов преемственность с обновленцами 20-х годов и указывают на опасную тенденцию в сторону протестантизма («протестантизм восточного обряда») и католицизма («криптокатолики»), грозящую подорвать догматическую основу православия я единство церкви. Священноначалие, не отвергая в принципе возможность реформирования некоторых сторон жизни церкви, считает, однако, что оно будет уместным лишь при условии, что не вызовет отторжения у основной массы клира и мирян, не причинит ущерба, целостности церкви.

Ю. П. Зуев

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 309-312.