Иудаизм и сионизм (Вихнович, 1999)
ИУДАИЗМ И СИОНИЗМ. Вопреки широко распространенному мнению эти понятия не являются идентичными. В течение почти всей своей четырехтысячелетней истории евреи считали себя единым народом, потомком патриархов Авраама. Исаака и Иакова, главной отличительной чертой которого является приверженность законам Торы (Священного писания), иначе говоря — религии Моисеевой. В этом контексте сформировалось отношение евреев, исповедующих национальную религию — иудаизм, к Святой земле, называемой также Эрец-Исраэль ("Земля Израиля"). Связь народа со страной Израиля красной нитью проходит через Библию и другие религиозные тексты иудаизма. Поэтическими синонимами для ее наименования служат "Иерусалим", по имени ее св. столицы, или "Сион" горы в центре Иерусалима. После разрушения еврейской государственности и изгнания народа была твердая вера, что в свое время придет помазанник Божий — Мессия (Машиах), который вернет всех изгнанников в Эрец-Исраэль. Как сказано в книге пророка Иеремии (32:37): "Вот Я (Господь) соберу их из всех стран, в которые изгнал их во гневе Моем и в ярости Моей и в великом негодовании, и возвращу их на место сие и дам им безопасное житие".
Ситуация изменилась после публикации трудов немецко-еврейского просветителя конца 18 века Моисея Мендельсона и победы Великой Французской революции, провозгласившей равноправие евреев в секуляризованном обществе. Последователи Мендельсона в Европе и затем в США пришли к идее реформистского иудаизма, полагавшего, что евреи не являются народом, а представляют собой религиозную общину. Отсюда следовало, что, например, евреи Германии —это, собственно, "немцы Моисеева закона" и поэтому не нуждаются в приходе Мессии и "в возвращении в Сион". С другой стороны, ряд представителей ассимилированной в европейскую культуру еврейской интеллигенции под влиянием успехов национально-освободительных движений 19 века в Европе стали развивать идеологию политического сионизма. Согласно их взглядам, евреи — это прежде всего народ, который, как и все другие народы, имеет право жить в своем отдельном государстве, естественно, не дожидаясь помощи Мессии. Главными идеологами этого движения были Мозес Гесс ("Рим и Иерусалим", 1862), сочетавший мессианские идеи с коммунистическими. Лев Пинскер ("Автоэмансипация — призыв русского еврея к своим соплеменникам". 1882), основатель современного сионистского движения Теодор Герцль, венский журналист, опубликовавший в 1896 основополагающую работу "Еврейское государство". Примечательно, что ни Пинскер, ни даже Герцль не считали, что будущее еврейское государство должно находиться именно на исторической родине евреев, указанной в Торе. Однако давняя традиция возобладала, и после включения в сионистское движение выходцев из Восточной Европы и находившихся под сильным влиянием русских социалистических движений уроженцев Российской империи доминирующей стала ориентация на Палестину — Эрец-Исраэль, пребывавшую тогда под властью Оттоманской империи.
Др. варианты, в частности предлагавшаяся Англией территория африканской Уганды, были решительно отвергнуты. При этом социалисты-сионисты, основавшие в Палестине первые сельскохозяйственные поселения коммунистического типа — "киббуцы", были в основном нерелигиозными по своим убеждениям, а некоторые и активными атеистами. Против движения политического сионизма, наряду с реформистами, активно выступило подавляющее большинство лидеров ортодоксального иудаизма, полагавшего, в соответствии с религиозной традицией, что дело восстановления еврейской государственности не может быть предметом усилий и стараний грешных людей. Однако небольшая часть религиозных деятелей образовала в 1902 году в Вильнюсе объединение "Мизрахи", присоединившееся к Всемирной сионистской федерации. В их воззвании была основная идея: "Сион и Тора — это две святыни, дополняющие друг друга и нуждающиеся друг в друге". Видным идеологом этого движения стал Рав Кук, эмигрировавший в Палестину из России в 1909 году. Он горячо поддержал сионистскую идею, за что и подвергался резкой критике со стороны многих раввинов и иудейских религиозных авторитетов.
Полемика по этому вопросу отошла на задний план в период разгула гитлеровского нацизма и трагедии европейского еврейства во второй мировой войне. Тем не менее в Декларации о провозглашении независимости государства Израиль, принятой 14 мая 1948 года, отсутствует упоминание о Боге. Позднее стало известно, что неверующие израильские руководители отказывались подписывать документ в случае такого упоминания, а верующие безусловно требовали обратного. В ходе сложных дискуссий в текст было включено нейтральное словосочетание "Оплот Израиля".
В настоящее время отношения ортодоксального иудаизма и политического сионизма, олицетворяемого прежде всего современным государством Израиль, можно охарактеризовать как непростые. Только около 20% жителей страны относят себя к приверженцам иудейской ортодоксии. На политической сцене Израиля их представляют как сионистские, так и несионистские политические движения и партии. Несионистские утверждают, что светская власть в государстве, провозглашающем себя еврейским, в религиозном смысле законна лишь "де-факто", но не "де-юре". Их сторонники рассматривают Израиль как временное образование, дело "рук человеческих" и полагают, что подлинное еврейское государство будет создано лишь в Мессианскую эпоху. Сионистские приверженцы движения "Мизрахи" активно поддерживают светские сионистские партии, но оспаривают их взгляды по религиозным вопросам. Несионистские партии и движения в целом согласны с политикой в отношении арабов по принципу "территория в обмен на мир", в то время как приверженцы религиозного сионизма, наоборот, категорически против каких-либо территориальных уступок арабам. Весьма характерно, что влияние религиозных сионистов и несионистов на электорат весьма неустойчиво. Крайнюю антисионистскую позицию занимают две экстремистские группировки — "Нетурей Карта" (арамейск. "Стражи города") и хасидское движение (см. Хасидизм) последователей Сатмарского ребе (Сатмар — город в Венгрии). Сторонники этих сравнительно немногочисленных групп не принимают участия в выборах, открыто выражают безразличие к судьбе государства и даже выступают советниками в палестинских делегациях, ведущих переговоры с израильским правительством. Они категорически отрицают возможность создания еврейского государства до прихода Мессии. Однако в целом большинство иудейских религиозных лидеров во всем мире положительно относятся к государству Израиль, отказываясь при этом рассматривать его как реализацию мессианской идеи. В то же время среди значительной части израильских граждан находят отклик идеи активного атеизма и даже теория "ханаанизма" (от библейского названия страны "Ханаан" до прихода туда еврейских племен). Согласно этой теории, в современном Израиле формируется особая нация, более не опирающаяся идеологически ни на еврейскую историческую, ни на иудейскую религиозную традиции. Распространенность таких взглядов подтверждается социологическими исследованиями, свидетельствующими, что израильские евреи считают себя в первую очередь израильтянами, а уже потом — евреями.
В. Л. Вихнович
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 145-148.