Адвентисты седьмого дня в России

АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ (АСД) — протестантская организация. Адвентисты (от лат. adventus — пришествие) придают особое значение Второму пришествию Христа, будучи убежденными, что оно наступит скоро. Члены этой церкви соблюдают в качестве дня отдыха субботу, седьмой день недели по Священному писанию, что нашло отражение в названии организации. Эта церковь управляется на демократических принципах, начиная от поместных церквей до объединений (конференций) и союзов (унионов), которые объединяются во Всемирный центр — Генеральную Конференцию с ее 11 отделениями в различных регионах мира. Общины адвентистов седьмого дня находятся в 200 странах мира и насчитывают в своих рядах, по данным на конец 1995 года, около 9 000 000 членов. Первая община адвентистов седьмого дня в России была основана в 1886 году в Крыму прибывшим из Швейцарии адвентистским миссионером Л. Конради. Поначалу адвентизм распространялся среди немцев, предки которых в свое время переселились в Россию. Постепенно, благодаря деятельности местных и приезжавших с Запада проповедников, адвентистское вероучение получило все более широкое распространение среди русских, украинцев и представителей других национальностей. Уже в конце 19 века в России насчитывалось более 20 адвентистских общин, объединявших около 1000 человек. К началу 20 века церковь Адвентистов седьмого дня в России уже вполне сформировалась. Ее первый учредительный съезд прошел в Риге в октябре 1907 года. К тому времени Российский союз (унион) адвентистов седьмого дня состоял из 41 общины и более 20 групп, объединяющих 2566 членов.

Адвентисты, как и другие протестантские конфессии, подвергались преследованию со стороны царского правительства, поэтому они приветствовали революционные преобразования, происшедшие в России в 1917 году, как и декрет советской власти от 23 января 1918 года, провозгласивший свободу совести и уравнявший перед законом все религии. С 1922 года начали выходить журналы "Голос истины" и "Благая весть", "Уроки субботней школы", а в августе 1924 года в Москве состоялся V (юбилейный) съезд церкви адвентистов седьмого дня. Отмечалось 50-летие адвентизма в Европе и 40-летие — в России. В это время церковь адвентистов седьмого дня в Советском Союзе состояла из 11 500 членов, объединенных в 430 общин. На съезде был утвержден Всесоюзный Совет (ВСАСД) под председательством Г. И. Лебсака. VI Всесоюзный съезд адвентистов седьмого дня под давлением властей принял такую декларацию о воинской службе, которая противоречила вероучению этой церкви. Вместо того чтобы признать право каждого члена церкви решать этот вопрос в соответствии с велением совести, съезд обязывал каждого адвентиста нести воинскую службу с оружием в руках. Лишь в 1995 году руководство церкви адвентистов седьмого дня сделало заявление о том, что оно не признает съезд правомочным и не согласно с его решением о службе в армии, считая тем не менее, что каждый адвентист должен быть лояльным по отношению к конституционной власти страны и должен заботиться о ее благополучии. Однако решения съезда дают о себе знать и поныне. В адвентистских рядах произошел раскол. Появились отдельные группы адвентистов-реформистов.

Последний предвоенный расширенный пленум ВСАСД, на котором присутствовало 29 руководителей церкви адвентистов седьмого дня в Советском Союзе, состоялся в декабре 1931 года и был созван, по сути, для вынужденной самоликвидации. Почти все 29 участников пленума, а также практически все служители церкви адвентистов седьмого дня со временем были арестованы, осуждены и отправлены в ссылку или в лагеря. Общее число репрессированных членов и служителей адвентистских общин к концу 1938 года превысило 3000 человек. С 1944 года в СССР возобновилась регистрация религиозных объединений. В 1946 году церковь адвентистов седьмого дня в СССР состояла из 13 300 членов, объединенных в 300 общин. Начали возвращаться из мест заключения некоторые проповедники, посвящали себя на служение новые. Весь послевоенный период, практически до середины 80-х годов, власти всячески пытались помешать росту церкви и ее влияния на массы: они контролировали жизнь общин и всячески препятствовали им в подготовке служителей, в издании духовной литературы, в установлении связей между общинами в Советском Союзе и единоверцами за рубежом.

Чтобы содействовать укреплению единства и сплоченности в адвентистских рядах, весной 1974 года в Москву прибыл вице-президент Генеральной Конференции адвентистов седьмого дня Теодор Карсич. Вместе с М. П. Кулаковым он посетил Совет по делам религий и заверил власти Советского Союза в том, что адвентистская церковь, совершающая свое служение во всем мире, руководствуется в любой стране заповедью Божией о поддержке законной власти и стремится сохранять с ней добрые деловые отношения. Начиная с 1975 года представители церкви адвентистов седьмого дня из Советского Союза регулярно принимают участие во всемирных съездах адвентистской организации. На съезде в Вене в 1975 году М. П. Кулаков и А. Ф. Парасей были введены в Совет Генеральной Конференции в качестве постоянных членов.

В ноябре 1986 года в Туле состоялся съезд церкви адвентистов седьмого дня Российской Федерации, на который прибыли 85 делегатов, представляющих 6406 членов церкви из 115 общин. Этот съезд укрепил церковную организацию и принял ее устав, К этому времени церковные организации были сформированы в ряде республик Советского Союза. Их руководители нелегально объединились между собой в так называемый Координационный Межреспубликанский Совет, Руководил этим Советом в 1985—1990 годы М. П. Кулаков, официально исполнявший обязанности председателя Союза адвентистов седьмого дня в РСФСР.

Координационный Межреспубликанский Совет оставался довольно эффективным и признанным церковью АСД органом церковного руководства вплоть до 1990 года, когда на Всемирном 55 съезде ГК в Индианаполисе (США.) с участием 35 делегатов из Советского Союза за церковью в этой стране был признан статус мирового отделения (дивизиона) Всемирной церкви адвентистов седьмого дня. Первым президентом этого отделения стал М. П. Кулаков, секретарем — В. П. Крушеницкий, казначеем - А. А. Панков.

За 1985-1992 годы церковь адвентистов седьмого дня в России создала такие учреждения, как Заокская семинария адвентистов седьмого дня и издательство "Источник жизни", радиотелецентр "Голос надежды" (Тула), Институт перевода Библии, Московский центр здоровья, ряд школ-гимназий в Москве, Туле, Рязани и других городах. С конца 1988 года после землетрясения в Армении церковь активно включилась в благотворительную деятельность, создала специальное агентство, являющееся одним из отделений: международной организации по оказанию гуманитарной помощи ADRA. В июле 1994 года в России были созданы два союза (униона) церкви адвентистов седьмого дня — Восточно-Российский и Западно-Российский. Западно-Российский унион включает в себя европейскую часть России. В него входят следующие объединения (конференции): Волжское, Волго-Вятское, Северо-Западное, Северо-Кавказское, Уральское, Центральное и Южное.

В Восточно-Российский унион входят следующие конференции (миссии): Дальневосточная, Западно-Сибирская и Восточно-Сибирская. Всего в Российской Федерации в настоящее время насчитывается, около 400 церквей с общим количеством членов около 40 000 человек (см. также Российский Союз Церкви адвентистов седьмого дня, Восточно-Российская унионная миссия).

М. П. Кулаков

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 9-12.