Ваджраяна (НиРМ, 2000)

ВАДЖРАЯНА (другие названия — тантра, тантраяна, тантрийский буддизм, мантраяна; в переводе с санскрита - «алмазная колесница»), одно из 3 основных направлений в буддизме наряду с хинаяной («узкой колесницей») и махаяной («великой колесницей»). Часто Ваджраяну рассматривают как высшую стадию развития махаяны, не выделяя в самостоятельное направление. Концепция происхождения Ваджраяны от индуистского тантризма большинством современных исследователей отвергается, буддийский тантризм имеет древние истоки, уходящие в глубину индийской традиции. Для Ваджраяны характерно многообразие форм йогической практики, в её рамках было создано много текстов, вошедших в канон, и ещё больше комментариев к ним, всемирное признание получило искусство Ваджраяны - иконография, скульптура. Ваджраяна окончательно оформилась к концу 1-го тысячелетия, стала распространяться за пределами Индии: на Шри-Ланке, в Индонезии, Китае, Тибете, Японии, однако почти везде со временем исчезла, кроме Японии, где сохраняется и поныне в виде школы Сингон, и Тибета, где Ваджраяна достигла наивысшего расцвета. В её рамках начиная с 8 в. начали возникать школы Ньингмапа, Каргьюпа, Кармапа, Дугпа, Сакьяпа, Кадампа. За исключением Кадампа, на основе которой в конце 14 - нач. 15 вв. возникла Гелугпа, все остальные сохранились до наших дней.

Основные концепции Ваджраяны общебуддийские, однако в ней сделан больший упор на возможность достижения состояния будды в течение одной жизни. Этой цели служат йогическая практика, медитация, чтение мантр, почитание духовного наставника. Пантеон Ваджраяны структурно оформлен довольно чётко: будды, бодхисатвы, пратьекабудды, архаты, идамы, учителя веры, исторические персонажи, самый низший разряд - местные боги, божества, духи, которые наряду с традиционными верованиями и культовой практикой вступили во взаимодействие с идеологической и культовой системой буддизма. Священные тексты Ваджраяны - Ганджур (108 томов) и Данджур (225 томов). В них наибольший упор делается на 2606 текстов, образующих 4 класса тантр: крия-тантры (тантры действия), чарья-тантры (тантры исполнения), йога-тантры (тантры йогической медитации), анутарайога-тантры (тантры  «отцовские» и «материнские» - наивысший разряд йоги). Философские идеи тантры недейственны без тантрийской практики, включающей в себя йогический психотренинг в сочетании с эзотерической и магической практикой. Тантрийская эзотерическая практика обычно передавалась в устной форме от учителя к ученику. Только следование системе в целом могло привести к искомой цели - достижению индивидом состояния просветления в течение одной жизни. В нравственном отношении Ваджраяна делает упор на концепцию «колеса жизни» (бхавачакра), в практике медитации - на реализацию в себе концепции мандала, в постижении сущности бытия - на концепцию «колеса времени» (калачакра), в мифологии - на образ страны всеобщего счастья и благоденствия Шамбала. Только в Ваджраяне имеется отсутствующий в иных формах буддизма институт «живых богов», реализованная на практике концепция перерождения и воплощения персонажей пантеона в тела земных людей (например, далай-лама - воплощение бодхисатвы милосердия Авалокитешвары, панчен-лама - будды Амитабхи).

Подлинную специфику национальным вариантам буддизма в Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве обеспечил его контакт с добуддийской культовой практикой народов, проживающих на этих территориях. Она представляла собой в основном культ природы и предков, шаманизм, религию бон (у тибетцев). Следствием этого контакта явилось формирование такого симбиоза, в котором буддийские философские идеи на высшем уровне не мешали и не противоречили многовековой народной религиозной практике, отдельные аспекты которой прошли некоторую адаптацию буддизмом - на низшем уровне. Это привело к тому, что в регионе распространения Ваджраяны, как и в прочих странах буддийского мира, сложились национальные формы буддизма: тибетский буддизм, объединяющий все его школы и разновидности, а также монгольский, бурятский, калмыцкий, тувинский буддизм. В основе всех 5 форм - Ваджраяна. В недавнем прошлом все они обозначались термином «ламаизм» (от слова «лама» - «высший», учитель-наставник), который в 1-й половине 19 в. появился в европейской науке, откуда затем попал в российскую, китайскую и японскую. С 60-х гг. 20 в. из европейской науки он практически исчезает, у нас же продолжает существовать, однако всё чаще его заменяют словом «буддизм»: бурятский буддизм, калмыцкий буддизм и т.д. Численность последователей Ваджраяны составляет, по одной из оценок, более 19 млн. чел.

Н.Л. Жуковская.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 699.

Понятие: