Зороастризм (Новиков, 1987)
ЗОРОАСТРИЗМ, парсизм — древнеиранская дуалистическая религия, возникшая в 10-7 веках до н. э. и распространившаяся в Средней Азии и Азербайджане. Ее основателем считают пророка Заратустру (Зороастра), которому приписывают создание Гат — самой древней части священной книги зороастризма — Авесты и объединение основных религиозных представлений древних персов. Основная идея зороастризма заключается в признании борьбы двух извечно существующих сил - Ахурамазды (отсюда другое название зороастризма — маздаизм) и Анхра-Майнью (у древн. греков — Ормузда и Аримана). Ахурамазда олицетворяет свет, добро, истину и жизнь. Анхра-Майнью — тьму, зло, ложь и смерть. Ареной борьбы этих сил является мир; участвуют в ней и люди, обладающие свободой выбора. Усилия сторонников Ахурамазды должны привести в итоге к победе света, добра. В дуалистических идеях зороастризма отразились особенности общественной жизни древнеиранских земледельческих племен, часто подвергавшихся нападениям кочевников, несших разрушение и смерть. Дуализм зороастризма оказал влияние на учение манихеев, павликиан, катаров и т. д. В зороастризме есть также учение манихеев о страшном суде и огненной космической катастрофе в конце мира, когда грешники и Анхра-Майнью погибнут, а последователи Ахурамазды очистятся в огне с помощью спасителя - Митры, который для этого очищения воскресит мертвых. Культ Митры, хотя его имени нет в древних текстах, был широко распространен в народе. Митра считался союзником и посланцем Ахурамазды. Праведной жизнью, достойной спасения, зороастризм считал умножение материальных благ при помощи земледелия, ирригационных работ, якобы данных людям Ахурамаздой. Современные последователи зороастризма, парсы, считают праведной также предпринимательскую деятельность. Культ зороастризма сводится к почитанию священного огня, которому посвящались храмы. В наши дни зороастризм сохранился у парсов в Бомбее и у огнепоклонников в Иране.
Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 96-97.