Историзм (СЗФ.ЭС, 2009)

ИСТОРИЗМ (нем. Historismus, англ. historicism, фр. historicisme, итал. storicismo) - понятие, возникшее в европейской мысли середине 19 века и впоследствии употреблявшееся в различных значениях, (1) В ходе спора о методе, разгоревшегося в 1870-1980-х годы, и. - позиция, противоположная позитивизму. Если позитивисты (О. Конт, Т. Гексли и др.) считали необходимым распространить методы естественных наук на сферу познания, изучающую человека и общество, то их противники (прежде всего В. Дильтей) настаивали на онтологической самостоятельности «духовно-исторического мира» и, соответственно, на своеобразии методов, этот мир познающих. Так возникло противопоставление гуманитарного знания (Науки о духе) и знания естественнонаучного (науки о природе). (2) В рамках дебатов о соотношении истории и исторической науки, которые велись в немецкой философии истории после смерти Г.В.Ф. Гегеля, историзм - позиция, полемически заостренная против исходных допущений Просвещения. Если философия истории Просвещения сосредоточена на универсально-всеобщем измерении истории, то представители «исторической школы» (Л. фон Ранке, И.Г. Дройзен) делают упор на изучении индивидуального измерения истории, связанного с деятельностью конкретных людей. (3) В тот же период термин «и.» употребляется как обозначение «исторической школы права» (Ф.К. фон Савиньи и др.), с характерным для последней подчеркиванием исторической изменчивости и контекстуальности правовых норм. В экономической мысли последней трети 19 века («национальной экономии», или «философии хозяйства») «историзмом» называли смешение теории и истории (см., например, работу К. Менгера «Ошибки историзма в немецкой национальной экономии», 1884). (4) К концу 19 века, в результате дискуссий о т.н. историческом позитивизме, за словом «и.» закрепляются устойчиво негативные коннотации: и. выступает как синоним бессистемного собирания эмпирических сведений. Историзм в данном словоупотреблении - это такой подход к событиям, при котором вопрос об их смысле подменяется прослеживанием цепочек фактов, из которых эти события якобы вытекают. Термин «историзм» в таком значении использовал, в частности, Ф. Ницше в работе «О пользе и вреде истории для жизни: Несвоевременные размышления» (1874). В философии неокантианства (в частности, у П. Наторпа) под и. понимается подмена «систематического» измерения философствования «историческим». На рубеже 19-20 веков, а также в течение первых трех десятилетий 20 века проблема историзма обсуждается именно как проблема релятивизма (Р. Эйкен, Э. Трельч, несколько позднее - М. Хайдеггер). Так, для М. Хайдеггера историзм - это историография, которая лишена собственно истории. (5) В ходе дискуссий об и., имевших место в немецкоязычном пространстве в 1920-1930-е годы, вновь выходит на первый план положительное значение данного термина. Так, Э. Трельч в работе «Историзм и его проблемы» (1922) пытается отойти от отождествления и. с релятивизмом и позитивизмом. Историзм - это, прежде всего такой подход к общественным явлениям, при котором они рассматриваются одновременно сквозь две призмы - индивидуальности и развития. Емкость и неоднозначность методологии, именуемой историзмом, пытаются продемонстрировать также другие немецкие авторы этой эпохи (в частности, Ф. Ротхакер, давший своей книге 1920 г. то же название, которое носил основополагающий труд В. Дильтея 1883 года - «Введение в науки о духе»). Ф. Майнеке в работе «Возникновение историзма» (1936) рассматривает и. как особый способ мышления и связывает его появление с немецкими романтиками и Г.В.Ф. Гегелем. Согласно Ф. Майнеке, непреходящая ценность и. заключается (а) в «индивидуализирующем» осмыслении культурных феноменов и (б) во внедрении в мышление понятия развития. В такой трактовке термин и. использовался в официальной идеологии («марксизме-ленинизме») СССР и его восточноевропейских сателлитов. Одним из результатов дискуссий об историзме первой трети 20 века было то, что многие авторы стали употреблять этот термин либо в положительном, либо в нейтральном смысле (ГК. Мангейм, Т. Литт, Г. Крюгер). В немецкоязычной философской литературе поел, трети 19 - начала 20 века встречается не уловимое в других европейских языках различение между и. и историцизмом. Если и. есть в конечном итоге не что иное, как подчеркивание исторической обусловленности человеческого познания, то историцизм - это подход, от которого стремятся решительно отмежеваться. Так, у Ф. Ницше именно историцизм (Historizismus) повинен в музейном, архивном обращении с историей, а Э. Гуссерль, выдвигая программу философии как строгой науки, ведет мысленный спор с В. Дильтеем как представителем историцизма. Последний для Э. Гуссерля - такая же опасная методологическая ошибка, как и натурализм. Если натурализм заключается в рассмотрении предметов сознания как квазиприродных объектов, то историцизм превращает их в «духовно-исторические» образования. Полемизируя с В. Дильтеем, Э. Гуссерль настаивает на том, что релятивность философских систем и мировоззрений нельзя преодолеть, находясь на исторической точке зрения: для преодоления релятивизма необходим идеал истины, ориентированный на общезначимость. Позиция философии как строгой науки должна поэтому быть надисторической. (6) Особое значение понятию историзм/историцизм придал К. Поппер. В цикле лекций «Нищета историцизма», прочитанных в 1936 году и вышедших отдельной книгой в 1957 году, английский философ называет историцизмом все социально-философские теории, которые исходят из веры в то, что история управляется некими объективными законами и что эти законы могут быть познаны. В результате у людей, притязающих на открытие таких законов, появляется мысль о возможности управлять человеческим обществом, ориентируясь не на действительные потребности индивидов, а на представления о том или ином идеальном социальном устройстве. (Под историцизм в таком значении подпадают воззрения столь разных авторов, как Платон, Г.В.Ф. Гегель и К. Маркс.) Опасность такой теоретической установки К. Поппер усматривает в том, что, будучи последовательно применена на практике, она неизбежно ведет к Тоталитаризму.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 147-148.

Понятие: