Милленаризм (Митрохин, 1990)

МИЛЛЕНАРИЗМ (от лат. mille — тысяча и annus — год) — учение о 1000-летнем царстве (миллениуме) Иисуса Христа, начинающемся, согласно Апокалипсису, его вторым пришествием. В него войдут воскресшие святые — мученики христианства, и оно будет длиться до Армагеддона и Страшного суда, перед которым предстанут все воскресшие. Термин «милленаризм» используется в романо- и германоязычном христианстве. Он тождествен греческому термину «хилиазм», латинским переводом которого является. Возникшая в иудаизме идея божьего царства как социального идеала и назначения лишь избранного народа в христианстве видоизменилась, став выражением мечты широких масс о земной справедливости и устранении социального зла. Отсюда неоднозначное отношение к хилиазму, или милленаризму, ранних христианских теологов. Его не принимал Ориген, он был осужден Александрийской богословской школой (255 г.), а затем Августином, но поддерживался Иринеем, Тертуллианом, Юстином и др. В средние века усиливается мистический характер милленаризма (иоахимиты, апостолики, амальрикане), одновременно он принимает антифеодальный характер, осуждается официальной церковью как ересь и жестоко преследуется. В идеологии народной Реформации милленаризм в значительной мере демистифицируется, божье царство рассматривается как реализуемая в посюсторонней жизни компенсация за несправедливость, а средством его осуществления выступает сама человеческая деятельность, освящаемая «истинной» версией христианства. Таким пониманием руководствовались анабаптисты периода Крестьянской войны в Германии и пуританские милленарии эпохи Английской революции. Милленаризм оказал влияние и на религиозно-коммунистические идеи. Мюнцер, ряд анабаптистских идеологов, Уинстенли считали важнейшей причиной «порчи» людей частную собственность, поэтому миллениум надлежало осуществить посредством ее упразднения. Подобные социальные установки вызвали в протестантизме сильное противодействие. Когда лидеры Мюнстерской коммуны в 1534 году объявили о намерении построить на земле «Новый Сион», милленаризм был осужден лютеранской и другими реформированными церквами. Последующая эволюция милленаризма связана с отказом от программ преобразования существующего общества и с ориентацией на внутри-церковную или сектантскую деятельность, вынесением миллениума за пределы земной истории и ожиданием второго пришествия Христа как начала его осуществления. Такой трансформированный милленаризм проповедовали поздние анабаптисты, меннониты, а в 19—20 века адвентисты, свидетели Иеговы, мормоны, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, плимутские братья и др. В современном протестантском фундаментализме грядущее второе пришествие воспринимается как реальное физическое событие, но идея милленаризма стала очень абстрактной и неопределенной. Обычно он ассоциируется просто с концом истории и началом правления самого Иисуса Христа, но нередко связывается с идеализированным представлением будущего США, торжеством западной цивилизации, практическим преодолением коммунизма.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 159-160.