Социология массовой коммуникации
СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — область социологии, изучающая социальные аспекты массовой коммуникации. Массовая коммуникация — это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, ТВ, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей. Наиболее значимыми социальными функциями массовой коммуникации являются: информирование о происходящих событиях; интерпретация событий и обеспечение взаимодействия структур общества с целью решения различных проблем; передача знаний от одного поколения к другому; развлечение. Воздействие массовой коммуникации на общество может быть одновременно и позитивным, и негативным. Так, информация о стихийном бедствии позволяет не только адекватно отреагировать и сохранить по возможности человеческой жизни, но способна вызвать панику и массовую истерию.
Социология массовой коммуникации стремится найти ответы на три основных вопроса: в каком виде предстает общество в материалах СМИ? Какое воздействие оказывает массовая коммуникация на индивидуальное, групповое и массовое сознание? Насколько объективно массовая коммуникация отражает происходящие в обществе события?
Многочисленные исследования показали, что в СМИ окружающий мир предстает в искаженном, персонифицированном и упрощенном виде. В результате массовая коммуникация воздействует на групповое и массовое сознание самыми разнообразными способами и совершенно неоднозначно. Сообщения СМИ оказывают формирующее и закрепляющее воздействие на социальные (гендерные, этнические и др.) стереотипы. Получены данные о таких негативных последствиях массовой коммуникации, как инициирование агрессивного поведения; формирование у реципиентов потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний; ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала; провоцирование неадекватных страхов. Вместе с тем специально подобранные и организованные материалы СМИ могут способствовать развитию дружелюбия и кооперации; противодействовать этническим и гендерным стереотипам; приводить к уменьшению тревоги и страхов; повышать осведомленность и любознательность; улучшать речевые навыки.
В современной науке наибольшим признанием пользуется тезис о достаточно выраженном влиянии массовой коммуникации на массовое сознание. Современные взгляды по данному вопросу можно охарактеризовать следующим образом: социальные институты и СМИ, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности и влечения. Сформировавшись, эти потребности начинают, в свою очередь, влиять на то, в какой области человек станет искать источники их удовлетворения. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них.
Возрастающая роль массовой коммуникации порождает многочисленные дискуссии, касающиеся проблемы объективности — тенденциозности СМИ. Некоторые специалисты считают, что СМИ объективно отражают происходящие события и не вносят элемента субъективизма, политической и идеологической пристрастности в оценку событий. Активными оппонентами данной точки зрения являются сторонники так называемого критического подхода к массовой коммуникации. Согласно этой позиции массовая коммуникация является средством получения прибыли и социального контроля. Существует и промежуточная точки зения, отвергающая крайности указанных подходов, согласно которой массовая коммуникация, являясь в значительной мере политически и экономически ориентированной, в то же время остается в определенной (достаточно существенной) степени открытой для некоммерческого оппозиционного дискурса.
В. В. Латынов
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 455-456.
Литература:
Моль А. Социодинамика культуры. М., 1984; Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988; Проблемы эффективности речевой коммуникации. М., 1989; Землянова Л.M. Совр. амер. коммуникативистика. М., 1995; Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М., 1999; Соц-я. Основы общей теории / Отв. ред. Г. В. Осипов, JI.H. Москвичев. 2-е изд. М., 2008.