Брак у самураев в средние века
БРАК. Конфуцианские идеалы наряду со многими другими аспектами жизни воина влияли на практику брака самурая. Бусидо как моральный кодекс естественным образом включал в себя конфуцианские принципы, определявшие достойные человеческие взаимоотношения и социальные роли. Абсолютное подчинение жены и детей главе семьи являет один из могучих примеров влияния конфуцианского мышления на японское феодальное общество. Жены, не чтившие своих мужей, считались разрушительницами внутренней гармонии общества, а также в более широком смысле нарушительницами общественного порядка.
Брачные союзы приобрели несомую роль в мировоззрении самурая с XII столетия и далее, тем более что политические раздоры и борьба за власть часто затрагивали семейные связи. Военные союзы между семьями могли создаваться или укрепляться через стратегические браки, и такие обязательства имели критическое значение во время долгих внутренних усобиц, таких как период Воюющих Государств (1467-1568).
Самурайские браки положили конец матрилокальным, эндогамным (т. е. совершавшимся в пределах ограниченной группы знатных домов) и полигамным традициям аристократов периода Хэйан. Эти перемены, возможно, были вызваны отчасти практической необходимостью, поскольку в средневековых браках среди элиты жены все чаще подбирались из отдаленных родов. Бракосочетание в пределах близкой группы предоставляло немного преимуществ честолюбивым самурайским семьям, которым не терпелось увеличить свои землевладения или укрепить союзные отношения внутри провинции. Кроме того, матрилокальные брачные традиции, в которых, например, новые пары обычно оставались жить в семье невесты, не были удобны для воинов, обладавших землями, военной мощью и политическими связями в местах жительства своих семей, и за землями этими требовался близкий присмотр. Среди представителей правящего военного сословия наблюдалось тяготение к большему постоянству браков. Простые сельские жители, обычно служившие воинами в период конфликтов, оставались привязанными к земле, которую обрабатывали, и продолжали практиковать полигамию и другие установившиеся традиции.
Сексуальное поведение. В пору Средневековья и Нового времени самураи обычно содержали любовниц. Однако в своих собственных домах военные слуги редко практиковали многобрачие, в известной степени усложнявшее наследственное и семейное устройство в период Хэйан. Как и другие социальные группы в японской истории, воины также нанимали проституток обоих полов, хотя документальных свидетельств об этом раньше начала Нового времени не сохранилось. Во время мирного правления сёгунов Токугава многие самураи проводили досуг в прискорбно известных увеселительных районах столицы Эдо. Среди представителей военного сословия также был распространен и гомосексуализм, особенно в период Эдо.
Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 195-196.