Народное собрание

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ. Народное собрание на государственном уровне именовалось экклесией (ekklesia). Для некоторых городов также известны такие названия, как галия (halia), гелиэя (haliaia), агора (agora) или апелла (apella). Это был высший орган управления в большинстве греческих полисов. Доступ в народное собрание был открыт для всех мужчин — граждан полиса, хотя в отдельных случаях имелись определенные возрастные и имущественные ограничения. Чаще всего народные собрания проводились на агоре, где рассматривались и решались вопросы, связанные с внешней политикой, военными и финансовыми делами, а также с законодательством.

В Афинах по мере развития демократической системы народное собрание претерпело определенные изменения и в конечном итоге стало основным политическим органом. Все взрослые граждане мужского пола старше 18 лет имели право посещать народное собрание, выступать и голосовать на нем. В V веке до н.э. количество присутствующих на народном собрании, как правило, составляло более 5000 человек. Собрания обычно проводились на Пниксе, пологом холме к западу от Акрополя, который мог вместить около 6000 человек, — не всех граждан мужского пола. Примерно с 403 года до н.э. площадка на Пниксе была переделана, после чего смогла вмещать около 6500 человек. Никаких сидений, судя по всему, не было. С конца IV века до н.э. народные собрания стали проводиться в театре Диониса, в котором уже были сидячие места. Если требовалось провести голосование, собрания проводились на агоре. Голосование осуществлялось поднятием рук или посредством мелких камешков — «псефов» (psephoi), которые использовались в качестве баллотировочных шаров.

Народное собрание созывалось советом - буле. К концу IV века до н.э. в течение каждой притании проводилось четыре регулярных собрания (в общей сложности — 40 за год), а при необходимости созывались внеочередные собрания. После 400 года до н.э. была введена плата за посещение экклесии. Изначально она составляла один обол за собрание, а к 327 году до н.э. достигла шести оболов за обычное и девяти оболов — за основное собрание в каждой притании.

На народном собрании рассматривались предложения, подготовленные буле, причем ни одно постановление — «псефисма» (psephisma) или закон — «номос» (nomos) не могли быть приняты без предварительного обсуждения — «пробулевсиса» (probouleusis) в совете. Повестка дня собраний частично диктовалась законом, требовавшим регулярного рассмотрения различных вопросов рутинного характера, таких как снабжение едой, защита государства и религиозные церемонии. Экклесия имела право смещать магистратов и полководцев. С IV века до н.э. принятие законов и постановлений было разделено — законы стали пересматриваться «номофетами» (nomothetai — «законодатели»), а за народным собранием осталось право выпуска постановлений — псефисм (psephismata), соответствующих принятым законам. За предложение, противоречащее закону, можно было подвергнуться судебному обвинению («графэ параномон» — graphe paranomon).

Весьма значительное влияние в народном собрании могли иметь ведущие лидеры, такие как Перикл, которого избирали стратегом на протяжении многих лет подряд. Смерть Перикла привела к возвышению так называемых демагогов («народные вожди»), которые обычно происходили из аристократических родов и обладали значительным богатством, но в своих речах использовали популистские приемы. Впрочем, в то время, в отличие от сегодняшнего дня, само слово «демагог» не имело уничижительного оттенка. Отдельные демы Афин также имели свои народные собрания, которые назывались агорами и были открыты для всех взрослых граждан. Основным должностным лицом агоры был демарх (demarchos), выбираемый по жребию. Многие из его функций носили религиозный характер.

В Спарте и ряде других мест существовало посвященное Аполлону празднество, именовавшееся «Апеллами» (Apellai). Во время этого празднества, проводившегося раз в месяц, люди из поселений прилегающей сельской округи собирались в городе, после чего организовывалось собрание всех спартиатов, ныне известное как апелла (apella). С V века до н.э. собрания проводились под председательством одного из эфоров. Апелла не могла выдвигать предложений, а лишь принимала решения по предложениям, исходившим от герусии. В апелле избирались эфоры и члены герусии, назначались полководцы, принимались решения по наследованию царской власти, вопросам войны, мира и заключения договоров, а также утверждалось освобождение илотов. Апелла также утверждала все предлагаемые изменения в законодательстве. Членами апеллы были не все граждане Спарты, а только те, кто отвечал определенным требованиям, связанным с происхождением и богатством.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 45-46.