Добродетель (Кузнецов)

ДОБРОДЕТЕЛЬ - понятие нравственного сознания, в котором выражаются положительные нравственные качества личности. Человек как моральный субъект обладает рядом Д., каждая из которых может быть развита в различной степени, но в силу взаимосвязи различных нравственных характеристик не может отсутствовать совершенно. Для античной этики были прежде всего характерны такие Д., как мужество, умеренность, справедливость. В качестве высшей Д., присутствующей в каждой из других и обеспечивающей их взаимную связь, рассматривалась мудрость. Античная концепция Д. исходила из идеи единства человека и полиса. Как полагалось, люди, наделенные Д., в своей активной деятельности обеспечивали гармонию полисной жизни как целостного бытия. В современной этике этот взгляд сочетается с позицией, считающей, что мораль нельзя свести к общим принципам. Она предполагает индивидуальную, ответственную позицию личности в конкретных условиях ее общественной деятельности.

В христианской этике используется суженный по сравнению с античностью набор Д., а именно: вера, надежда, любовь. При этом любовь превращается в новый принцип социальной связи, в которой достоинство каждого человека полагается независимым от его практического участия в общественных делах и тех или иных практических достижений. Это означает, что основные принципы этики Д. как целостной теории существенно изменяются. Если в греческой и римской морали Д. ориентировали личность на совершение великих дел во имя отчизны, славы (в римской морали одной из основных Д. была доблесть), то в христианстве вся земная деятельность человека рассматривается как второстепенная по сравнению с возможностью воскресения, спасения, путь к чему открывает не слава, а, наоборот, смирение, вера, любовь, выраженная в милосердных делах. Поэтому христианская этика в основном не называется этикой Д. Для нее больше подходит понятие этики долга.

В современной этике есть тенденция к возрождению античной этики Д. Ряд ученых (П. Рикер, Р. Лукас) отмечают необходимость сочетания критериев этики долга и этики Д. Этика долга рассматривается при этом как система ограничений, запрещающих унижение другого человека, использование его в качестве средства, а этика Д. предстает как теория, охватывающая более широкую область нравственных взаимоотношений, в которой нравственные характеристики включены в структуру всех сложных видов человеческой деятельности. Это означает, что в этике Д. реализация нравственных характеристик требует конкретных социальных умений и достоинство личности не может не зависеть здесь от ее практических достижений, от совершенных ею общественно полезных дел.

В качестве понятия, противоположного понятию Д., выступает порок. Знание пороков необходимо для того, чтобы человек имел представления о том, какие качества характера необходимо преодолевать.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 142-143.

Понятие:

Яндекс.Метрика