Расы (НиРМ, 2000)

РАСЫ, человеческие группы, выделяемые на основании исторически возникшей общности наследственно обусловленных биологических особенностей. Расовый комплекс представляет собой мозаику признаков, возникших в разное время на разных территориях. Корреляция между ними проявляется лишь на межгрупповом уровне. Имевшие место в прошлом попытки игнорировать это и относить индивидуумов в однородных группах к разным расовым типам необоснованы.

Все человеческие Расы относятся к одному виду - Homo sapiens и примерно соответствуют зоологическим подвидам. Специфика человеческих Рас по сравнению с подвидами обусловлена социальными факторами, воздействующими на расообразование. Эти факторы ослабляют естественный отбор, уменьшая тем самым адаптивность расовых признаков, а также нарушают связь расы с территорией (вследствие многочисленных и массовых миграций, приводящих к смешению рас). Социальные факторы могут тормозить метисацию (таково, например, действие кастовой системы в Индии). Как правило, социальные барьеры оказываются недостаточными и метисация происходит в зонах контакта любых рас, что подтверждает видовое единство человечества.

Биологическая систематика человеческих групп в значительной мере условна и произвольна. В основе старых расовых классификаций лежали внешние физические признаки - цвет кожи, форма волос, строение лица и др. Сочетание этих признаков позволяет наиболее чётко разграничить три расовых комплекса - европеоидный, монголоидный и экваториальный (негро-австралоидный). Наиболее надёжными признаны классификации, построенные по большому числу генетических систем (групп крови, белков сыворотки, ферментов и др.). При одновременном учёте частот многих генов негроиды Африки, в т. ч. сан (бушмены) и пигмеи, оказываются наиболее обособленной, т. е. древнейшей, ветвью человечества. Австралоиды (в т. ч. негритосы, например аэта) генетически ближе к монголоидам, чем к негроидам Африки. Американские индейцы, полинезийцы и айны родственны монголоидам, саамы - смешанная европеоидно-монголоидная группа.

А. Г. Козинцев.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 896.

Понятие: