Социология досуга

СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА - направление в прикладной социологии, связанное с изучением социальных аспектов развития сферы досуга посредством социологических методов и процедур. Возникновение социологии досуга следует отнести к 20—30-м годам 20 века и связать сначала с исследованиями ученых США и стран Западной Европы массовых социальных феноменов (работы, семейных отношений, жизни горожан), а затем и специальных обследований досуговой деятельности в этих странах. Поток материалов о досуге нарастает во 2-й половине 20 века, что объясняется широким распространением в странах Запада 8-часового рабочего дня, двух выходных дней в неделю, массовым развитием туризма и др. Немалый интерес к социологии досуга проявляют также специалисты маркетинговых коммуникаций и исследователи потребительского поведения людей.

Зарождение отечественной социологии досуга падает на конец 1960-х годов. Советские социологи активно включались в международные исследования (в частности, в рамках изучения бюджетов времени). В советском обществоведении интерес социологов к досугу населения приобретал во многом иные целеполагающие и содержательные ориентации. Например, теоретические аспекты изучения досуга связаны со следующими направлениями: досуг как непосредственный опыт индивидуума; досуг как существование человека (экзистенциальная модель); содержательный досуг как условие всестороннего развития личности; теории социальной идентичности и социальных взаимодействий, применимых к изучению досуга. Успешно развивался анализ обращения людей в свободное время к разным занятиям: к чтению, самодеятельному творчеству, любительским занятиям и т.п. Немало усилий отечественные исследователи приложили к изучению культуры досуга, под которой понимался определенный уровень, качественное своеобразие использования свободного времени, его результативность для рекреации и творческого развития личности. Вместе с тем советские социологи мн. брали из арсенала зарубежной исследовательской практики изучения досуга, например, институциональный подход к досугу; политологические трактовки досуговой деятельности; гуманистическая теория понимания досуга.

В постсоветский период изучение досуга граждан России приобретает свои особенности. Отечественные социологии, анализируя реальные процессы проведения досуга представителями разных групп населения в условиях нынешних реформ, сосредоточивают внимание не столько на творческих, сколько на рекреационных аспектах свободного времени. Более подробному, чем раньше, изучению подвергается досуг в разных соц. средах и слоях — досуг высокообеспеченных, среднеобеспеченных слоев, безработных, малообеспеченных семей и др.

Г.А. Аванесова

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 443.

Литература:

Пруденский Г.А. Опыт изучения внерабочего времени трудящихся // Соц-я в СССР. М., 1985; Колпаков Б. Т. Культура досуга. Киев, 1990; Орлов А.С. Прокофьев В.В. Ленинградцы: типология досуга // Социол. иссл-я. 1990. № И; Труд, быт и отдых трудящихся: Сб. М., 1990; Трегубое Б.А. Свободное время молодежи: Сущность, типология, управление. СПб., 1991; Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. М., 1992; Мурзин А.Э. Актуально ли изучать свободное время? // Социол. иссл-я. 1993. № 11; Орлов А. С. Соц-я рекреации. М., 1995.