Матрилинейность
МАТРИЛИНЕЙНОСТЬ (от лат. mater - мать и linea - линия), унилинейное правило счёта родства, учитывающее из поколения в поколение связи детей только с матерью. Таким образом, связь от потомка к предку («линию») поддерживают исключительно женщины. В сочетании с названием той или иной родственной группировки (матрилинейный род или линидж) термин «Матрилинейность» указывает на то, что принадлежность к ней определяется через женщин, т. е. дети принадлежат к одной родственной группе с матерью. Матрилинейность противопоставляется патрилинейности.
Матрилинейность типична для доиндустриальных обществ. В обществах, где матрилинейность полностью определяет социальные отношения, например, у аристократических каст малаяли, линиджи, включающие здравствующих потомков родоначальницы-прародительницы по женской линии, представляют собой корпоративные группы, сообща владеющие имуществом. Брак либо вообще не заключается, либо организован так (часто при практике полиандрии и дислокальном или матрилокальном поселении - см. Дислокальность, Матрилокальность), чтобы лишить мужчину - реального отца детей женщины - всяких юридических прав и на неё и на её потомство, и на её имущество. Женщина и её брачные или половые партнёры не имеют общей собственности и часто не ведут общего хозяйства, дети подчиняются и наследуют брату (или братьям) матери, нередко он имеет юридический статус их отца. Все властные функции в линидже осуществляются мужскими родственниками женщин, через которых прослеживается родство, что, так же как и ярко выраженный авункулат, типично и для не столь экстремальных случаев матрилинейности, когда существуют нормальный брак, постоянное брачное поселение и совместное хозяйство супругов.
Длительное время острую полемику в отечественной литературе вызывал вопрос об историческом соотношении матрилинейных, патрилинейных и иных форм родственных структур (в особенности, о соотношении материнского и отцовского рода, по бытовавшей терминологии). Вслед за некоторыми западными эволюционистами 19 в. структуры с материнской филиацией считались исторически более ранними, чем структуры с отцовской, а также чем билатеральные или амбилинейные (см. Амбилинейность, Билатеральность). В основе идеи первичности матрилинейности лежало представление о промискуитете и групповом браке как о первоначальных формах взаимоотношений полов, которые исключали фиксацию родственных связи между детьми и отцом. Высказывалось также мнение, что первичные формы экономики - охота и собирательство - неизбежно предполагали исключительно тесные связи детей с матерями и слабые связи с отцами (или вообще отсутствие таковых). Однако гипотезы промискуитета и группового брака практически не могут быть аргументированы, а этнографические аналоги первобытных охотников и собирателей часто обнаруживают либо развитые формы отцовской или амбилинейной филиации, либо билатеральные системы родственной организации. Сказанное, а также сравнительная редкость матрилинейных систем (главным образом по сравнению с патрилинейными) и бытование их преимущественно у достаточно сложно организованных земледельческих народов (например, те же высшие касты малаяли, акан, минангкабау и др.) побуждают многих исследователей либо настаивать на историческом равноправии материнской и иных форм счёта родства, либо предполагать сравнительно позднее возникновение и локально ограниченное распространение матрилинейности. В западной этнологии такие подходы преобладают. Несомненно, однако, что немалое число так называемых патрилинейных обществ в прошлом характеризовалось матрилинейностью и что в этнографии зафиксированы многочисленные случаи перехода от матрилинейности к патрилинейности и практически неизвестны случаи прямого (неопосредованного амбилинейностью или билатеральностью) обратного перехода. Последнее, по-видимому, находит объяснение в определённых закономерностях структурообразования родственных систем (Дж. Мёрдок) и само по себе не может рассматриваться как аргумент в пользу универсальной первичности матрилинейности. Однако патрилинейные и матрилинейные системы в виде корпоративных групп могут синхронно сосуществовать в одних и тех же обществах, выполняя каждая свои функции и не являясь одна пережитком другой (так называемый двойной счёт родства).
Ряд авторов публикуемых в настоящем издании статей (главным образом по народам Африки) настаивает на отнесении термина «Матрилинейность» только к определённой, стадиально сравнительно поздней, категории родственных структур, для которых характерны наличие генеалогий или, по используемой ими терминологии, линейного принципа счёта родства. К стадиально более ранним родственным структурам они применяют термин «матрилатеральность». Однако это разграничение не является общепринятым даже в пределах настоящего издания.
О. Ю. Артёмова.
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 889.