Дискурс (Кузнецов, 2007)

ДИСКУРС (от франц. discours - рассуждение) — термин, использующийся для обозначения обсуждения определенных проблем. В узком смысле Д. обозначает, по определению Э. Бенвениста, язык, который мы интерпретируем, исходя из конкретного контекста употребления, связывая его с говорящим, и, соответственно, с возможностью определить по личным местоимениям, наречиям места, времени и образа действия все его специфические составляющие. Однако чаще всего речь идет о широком понимании Д. как особой означивающей деятельности, что философски связано с онтологическим релятивизмом. Это употребление основывается на философской концепции М. Фуко (1926-1984), который использует термин «Д.» для обозначения соединения различных представлений в неком смысловом значении, закрепленном в языке. С помощью этого термина он выделяет область своих исследований как историю «мутации» идей. Смысл каждой идеи, существующей в культуре определенного исторического периода, оказывается необходимо обусловленным всем контекстом функционирующих в данный момент смыслов, и его определенность формируется в виде значимой для этого культурного периода оппозиции. Так, на первом этапе («Появление клиники, археология медицинского взгляда» (1963)) речь идет об «археологии», предполагающей исследование предмета с точки зрения его языкового подтверждения, его высказанности, как уже существующего и функционирующего явления культуры. Термин оказывается одновременно обозначением метода «критической истории», поскольку в центре внимания оказываются исторические — мыслительные и культурные — предпосылки, условия появления той или иной идеи. Сначала термином «Д.» Фуко описывает характерный для классической философии способ последовательного изложения хода мысли. Позже Д. охватит по существу все варианты языковой практики, все виды человеческой деятельности, так или иначе выраженные в языке. В получившей наибольшую известность работе «Слова и вещи. Археология человеческого знания» (1966) Фуко рассматривает исторические изменения эпистемы (смысловое ядро, вокруг которого организуются в определенный период различные сферы знания), подвергая резкой критике современную сциентистскую эпистему. Объекты различных наук образуются по правилам, заданным конкретной исторической ситуацией, а не непосредственно «вещами» или «словами», т.е. предметами или логикой познания. Определяющим оказывается Д., исторически обусловленный безличной языковой практикой, которая по определенным правилам соединения дискурсивных элементов (совмещения, выведения, подстановки и др.) формирует понятия. Единой археологической почвой обладают выделенные Фуко концепции основных составляющих эпистемы с начала XIX в. — жизни, труда и языка. Центральным, по мнению Фуко, в философии языка как в концепциях Фрейда и феноменологов, так и в концепциях Рассела и структуралистов, становится «рассмотрение предела», в первом случае — предела интерпретации, во втором — предела формализации языка. Своеобразным итогом интереса к терминологии и лингвистической проблематике стала инаугурационная речь М. Фуко «Порядок дискурса».

Литература:

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977; 2-е изд. СПб., 1994;

Он же. Герменевтика субъекта//Социо-Логос. М., 1991. Вып. 1;

Он же. Ницше, Фрейд, Маркс // Кентавр. 1994. № 2;

Он же. Жизнь, опыт и наука // Вопросы философии. 1993. № 5;

Он же. Забота об истине// Вопросы методологии. 1994. № 3—4;

Он же. О трансгрессии// Танатография Эроса. СПб., 1994;

Он же. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996;

Он же. Археология знания. К., 1996.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 140.

Понятие: