Инициации (НиРМ, 2000)

ИНИЦИАЦИИ (от лат. initiatio - посвящение, совершение таинства), обряды посвящения, один из видов обрядов перехода. Термин «Инициации» употребляется в широком и в узком значениях. Инициации в широком значении - любые обрядовые действия, сопровождающие и формально закрепляющие изменения социального статуса и социальной роли индивида или группы людей в связи с вступлением в какое-либо корпоративное объединение или возведением в какую-либо социальную должность, сопряжённую с выполнением особых функций (служителей культа, носителей общественной власти и т.п.). И. в широком значении - явление универсального географического распространения, встречающееся в любые исторические эпохи и на любых стадиях социального развития: от посвящений в члены тайного союза до приёма в пионерскую организацию, от посвящения в жрецы или в вожди до инаугурации президента индустриальной державы. Сюда же относятся обряды включения в касту или профессиональную корпорацию (например, в средневековую ремесленную или купеческую гильдию), в религиозную общину (например, христианское крещение или католическая конфирмация), в сословие (посвящение в рыцари), посвящения первобытных шаманов, возведение в сан священнослужителей, коронации монархов и т. д.

И в узком значении - так называемые первобытные возрастные инициации, характерные преимущественно для доклассовых и раннеклассовых обществ обряды возведения юношей в ранг взрослых мужчин и включения их в определённый возрастной класс или какую-то иную возрастную группировку (см. Возрастная организация). Менее распространены женские инициации, как правило, связанные со вступлением в женские союзы. Их не следует смешивать с пубертатными обрядами. В отличие от последних, первобытные возрастные инициации представляют собой институт социализации, способствующий кардинальному преобразованию личности неофита путём включения в замкнутую возрастную структуру и приобщения к её нормам и ценностям.

Инициации во многих случаях вводят посвящаемого в круг лиц, обладающих комплексом эзотерической, тайной, недоступной для непосвящённых информации, и имеющих, в частности, в силу этого, более высокий социальный статус.

В традиционных и традиционно-ориентированных культурах инициации, как и остальные обряды перехода, имеют трёхэтапную, или трёхстадиальную, структуру: сегрегация - разрыв неофита с его окружением, изоляция (уход, увод, смена образа жизни); транзиция - промежуточное, лиминальное, бесстатусное состояние посвящаемого; инкорпорация - возвращение к общественной жизни в новом статусе. Распространённый сценарий инициации - символическая смерть посвящаемого и его последующее возрождение в новом качестве, что, в частности, находит отражение в присвоении ему нового или дополнительного имени. Во многих случаях инициации сопровождаются сложными психологическими и физическими, подчас весьма мучительными, испытаниями (пост, испытание бессонницей, хирургические операции, например, обрезание или подрезание, и т.п.). По окончании инициации проводятся очистительные обряды (омовение, окропление водой, иногда кровью, окуривание дымом). Как правило, вновь посвященный получает определённые знаки отличия (в традиционных культурах это могут быть шрамы на теле или татуировка), подчёркивающие социальную грань между инициированными и неинициированными. Все инициационные ритуалы выполняют функцию психологических механизмов, способствующих овладению неофитом новой социальной ролью.

О. Ю. Артёмова, М. В. Тендрякова.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 886.

Понятие:

Яндекс.Метрика