Язычество (Лопухов, 2013)

ЯЗЫЧЕСТВО — термин богословского происхождения, применяемый в основном христианами по отношению ко всем политеистическим, дохристианским и внехристианским религиям. Впервые употреблен в Новом Завете по отношению к народам («языцам»), поклонявшимся нескольким богам сразу. Кроме политеизма, для язычества характерны: тесная связь с явлениями природы, с природно-хозяйственными циклами, с наиболее важными человеческими занятиями; идолопоклонничество; жертвоприношение; наличие магии, ворожбы, заклинаний, заговоров; обрядовость; территориальная обособленность. 

На Руси к X в. в связи с образованием союзов племен и объединительной политикой киевских князей (Рюриковичей) культы многочисленных богов и божков уступали место более упорядоченной культовой организации, упорядоченному пантеону общепризнанных славянских божеств. Основными богами восточных славян в это время считались (по «Повести временных лет»): Перун — бог грозы, метатель молний (с X в. покровитель военной знати и дружинников); Хоре — бог весеннего возрождения, плодородия и любви; Даждьбог — бог Солнца, бог света; Стри-бог — бог ветра; Симаргл — бог огня; Мокошь (Макошь) — богиня земли, урожая, судьбы, плодородия; Велес — бог скота, мудрости (покровитель волхвов); Зевана — богиня лесов; Кащей — бог-покровитель подземного царства мертвых; Коляда — бог времени; Купало — бог воды; Лада и Лель — боги любви, юности, согласия.

В течение XI-XII вв. на Руси в связи с принятием христианства происходил синтез византийского (греческого) христианства и восточнославянского язычества с образованием специфических форм русского православия.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 491-492.

Понятие: