Страх (Сикорский, 1931)
СТРАХ. Страх идет, как и гнев, тем же путем эволюции, начинаясь стихийными формами и восходя до боязни и до дальнейших форм предусмотрения и самоохраны, бесстрашия и мужества. В страхе, боязни и опасении речь идет об удалении себя от боли, беды, опасности. Страх есть собственно ожидание близкого страдания и боли. Ужас – высшая степень страха. Боязнь и опасение – ожидание отдаленных бедствий. В боязни, как в страхе, человек желает отдалить от себя опасные события:
«Она (Ада) предчувствовать страшится
И с каждым шагом воротиться
Она желала бы»
Лермонтов
…Художественное описание страха находим у Лермонтова, где изображена лошадь, чующая страх всадника и как грамофон отражающая на себе его чувства.
Страх лошади.
Всадник везет под буркою только что отрубленную голову женщины и сам неописуемо волнуется пережитым сейчас ужасным событием. Все это передается коню, который, чуя своим обонянием запах теплой крови, тем острее воспринимает волнение всадника путем исходящих от него многочисленных экспрессий (нервные движения, бой трепетного сердца, измененное дыхание и т. под.).
…гениальный поэт почувствовал психологические факты, значение и само существование которых стало известно только семьдесят лет спустя. Таких художественных откровений и проникновений у Лермонтова можно встретить не одно. В этом сказывается Шекспировская особенность его таланта.
Цитируется по изд.: Сикорский И.А. Книга жизни. Психологическая христоматiя