Синергетика (Осипов, 2014)

СИНЕРГЕТИКА (от греч. sinergticos - совместное действие) — термин введен немецким физиком Г. Хакеном в 70-е годы 20 века. К настоящему времени в зарубежной и отечественной литература синергетика понимается как: 1) междисциплинарное научное направление, в рамках которого исследуются процессы нелинейных взаимодействий сложных саморазвивающихся систем и их структурных элементов, становление новых свойств и качеств, механизмы процессов самоорганизации и ими порождающиеся эффекты в системах, далеких от равновесия; 2) теория самоорганизации нестационарных быстроразвивающихся структур в открытых нелинейных системах (средах), исследующая механизмы локализации эволюционирующих структур, фазовые переходы от устойчивого состояния к неустойчивому (и наоборот), динамику процессов в режимах с обострением; 3) наука о познании принципов организации и эволюции сложного; 4) мировоззренческая концепция, базирующаяся на идеях взаимозависимости и диалога человека с природой; устойчивого развития как пути выживания человечества; на принципе коэволюции как согласования и соединения развивающихся по разным временным, темпоритмическим и другим динамическим показателям структур; принципе нелинейности, по-новому интерпретирующем понятия пространства и времени. Синергетическое мировидение выступает обоснованием для объяснения социальных процессов, изменения сознания и поведения людей в условиях нестабильности и т.д. Определенные сложности в формировании единого понятийного аппарата связаны с тем, что ряд авторов, разрабатывающих основные положения синергетики, определил свои концепции теорией диссипативных структур, теорией катастроф, нелинейной динамикой и т.д. В отечественной науке эти разночтения частично устраняются благодаря использованию понятия «синергетика» в обобщающем значении.

Синергетика возникла в рамках естественнонаучного знания как представление о процессах самоорганизации сложных и сверхсложных систем на основе результатов в области эволюционной химии, термодинамики, математики, биофизики и т.д. (И.Р. Пригожин, Г. Хакен, М. Эйген, А.А. Самарский, Н.Н. Моисеев, С.П. Курдюмов, Д.С. Чернавский и др.) и к началу 70-х годов 20 венка стала рассматриваться как метод и междисциплинарная исследовательская программа, мировоззренческое основание для обновления социально-гуманитарного знания.

Проблема самоорганизации сложных систем разной природы является центральной темой синергетики. Ее основная суть сводится к следующему. Развитию процесса социальной самоорганизации всегда предшествует период хаоса, когда нарушается структура системы, а внутренние и внешние факторы перестают вызывать привычные последствия («режим с обострением»). Неожиданные изменения связаны не только с разрушительной, но и созидательной силой хаоса. Она проявляется на всех уровнях системы как наращивание степеней свободы, что приводит к активизации механизмов самоорганизации. Хаос связан с бифуркацией — периодом выбора дальнейшего пути развития системы ради объединения в новые целостности и когерентные образования, составляющие сущность возникающего из хаоса порядка. Таким образом, социальная синергетика раскрывается как теория становления социальной системы, направленная на поиск системы выхода на аттрактор — цель ее эволюции — относительно устойчивое состояние, в сферу притяжения которого попадают многие возможные траектории. Существуют разные типы аттракторов (простые, странные, глобальные и др.).

Основными категориями синергетики являются: становление, развитие, самоорганизация, открытость, хаос, порядок, аттрактор, кризис, бифуркация, флуктуация, энтропия, параметры порядка, фрактал и др. К принципам синергетики относятся: два принципа Бытия — гомеостатичностъ и иерархичность; пять принципов Становления — нелинейность, неустойчивость, незамкнутость, динамическая иерархичность, наблюдаемость. В принципы синергетики также включают принципы: согласия, соответствия, дополнительности и др.

Начиная с 90-х годов 20 века формируется социальная синергетика в России (теория социальной самоорганизации). Сложный научно-теоретический конструкт синергетики адаптируется к исследованию динамических процессов в обществе — взаимопереходов разрушения и созидания социальных систем, социальных изменений и нестационарных состояний. Развиваются фундаментальная (теоретическая) и прикладная социальная синергетика, в которых исследуются: основные принципы и стратегии синергетики — трансдисциплинарность, междисциплинарное согласование и диалог (В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, Ю.А. Данилов, Е.Н. Князева и др.); поведение открытых самоорганизующихся человекоразмерных (B.C. Степин) или антропо-социокультурных систем (М.С. Каган); самоорганизация социальных и социокультурных систем (Г.А. Аванесова, О.Н. Астафьева, В.Л. Романов); теория социального отбора (В.П. Бранский); социальные и филоские основания концепции фрактала (В.Э. Войцехович); социальной трансформации как теоретическое и практическое прогнозирование, управление и самоуправление социокультурных систем (К.Х. Делокаров, B.C. Егоров); становление синергетического языка и понимания процессов, происходящих в разных культурах (Л.П. Киященко, Я.И. Свирский); проблемы социального кризиса и разного рода рисков (Буданов, С.П. Капица, Г.Г. Малинецкий, B.C. Капустин, П.Д. Тищенко и др.); становление личности и связанные с ним процессы социализации, образования, воспитания. Теоретические методологические основания синергетики позволили, синтезируя возможности математического моделирования и результаты историко-культурологических и социологических работ, исследовать проблему роста народонаселения как преодоление кризиса будущего человечества.

Для социологического и культурологического знания синергетика выступает одной из теорий развития, акцентируя внимание на исследовании закономерностей становления и эволюции сложных самоорганизующихся систем. Таким образом, синергетика показывает результаты нелинейности эволюции — многомерности пространственно-временных изменений социокультурной реальности, зависимости соотношения сил порядка и хаоса в историческом процессе не только от объективных факторов и случайностей, но и от свободы воли (индивидов, микро-, макрогрупп, сообществ и т.д.), что ставит перед социально-гуманитарными науками проблему пересмотра основных положений циклически-волновой модели развития общества и культуры.

Можно выделить четыре типа исследовательских стратегий, в которых синергетика выступает в качестве ведущего инструмента познания социокультурных процессов: коммуникативная (диалоговая) стратегия; теоретическое моделирование; трансдисциплинарная стратегия; синергетический дискурс. В силу неустоявшегося категориального аппарата, новизны и привлекательности языка синергетики в исследованиях имеют место «метафоричность» и неудачные терминологические заимствования. Развитие синергетики показывает ее направленность на преодоление разобщенности естественных и гуманитарных наук.

О.Н. Астафьева

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 414-416.

Литература:

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог чел. с природой. М., 1986; Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1998; Синергетика и соц. управление. М., 1998; Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии соц. систем: Синергетика и теория соц. самоорганизации. СПб., 1999; Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассического знания. М., 2000; Каган М.С. Введение в историю мир. культуры: В 2 т. СПб., 2000—2001; Астафьева О.Н. Синергетический подход к иссл-ю социо-культ. процессов: возможности и пределы. М., 2002; Бранский В.П., Пожарский С.Д. Соц. синергетика и акмеология: теория самоорганизации индивидуума и социума. СПб., 2002; Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. М., 2002; Романов В.Л. Соц. самоорганизация и государственность. М., 2003; Синергетическая парадигма: Чел. и об-во в условиях нестабильности. М., 2003; Буданов В.Г. Методолгия синергетики в постнеклассической науке и образовании. М., 2007.

Tags: 
Понятие: