Демаркации проблема (Кузнецов, 2007)
ДЕМАРКАЦИИ ПРОБЛЕМА - проблема разграничения науки и ненаучного знания (философии, религии, идеологии и т.д.).
Хотя само название данной проблемы принадлежит Попперу («проблему нахождения критерия, который дал бы нам в руки средства для выявления различия между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой и «метафизическими системами, — с другой, я называю — проблемой демаркации»), еще до него ту же проблему пытались решить логические позитивисты, которые в качестве критерия демаркации предложили принцип верифицируемости — только то предложение, истинность которого может быть установлена путем наблюдения, относится к научным. Согласно такому критерию демаркации, многие предложения, используемые в научных рассуждениях, не могли быть верифицированы (например, высказывания о будущих и даже о прошлых событиях, общие утверждения и т.д.), следовательно, они не могли считаться научными. Это привело к постепенному ослаблению критерия демаркации логическими позитивистами и замене его критерием частичной верифицируемости или эмпирической подтверждаемости (предложение считалось научным, если оно могло быть хотя бы частично подтверждено эмпирически). Впоследствии Карнап, еще более ослабляя критерий демаркации, утверждает, что даже не для всех теоретических терминов требуется эмпирическая проверка, достаточно, если хотя бы некоторые из них можно свести к однозначно проверяемым протокольным предложениям.
Полемизируя по многим вопросам с логическими позитивистами, Поппер в качестве критерия демаркации предлагает фальсифицируемость, т.е. опровержимость. То, что эмпирическая (научная) система должна быть проверяема опытом, — несомненно. Однако Поппер убежден, что не доказательство истинности, а доказательство ложности теории (или предложения) причисляет ее к научным. Таким образом, отнести теорию к науке можно только ретроспективно, относительно современных нам утверждений мы не можем сказать ничего определенного до тех пор, пока они остаются в процессе фальсификации.
За небольшим, на первый взгляд, различием (доказательство истинности или доказательство ложности) лежит существенная разница в понимании характерных особенностей научного знания. Поппер убежден в том, что наука в принципе не может дать истинного знания, научные положения в основе своей гипотетичны, недостоверны, развитие знания связано с постоянным риском допустить ошибку. Решение проблемы демаркации стало отправным пунктом создания Поппером собственной концепции развития научного знания, названной им критическим рационализмом.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 133-134.